Мелодическая линия

Таким образом, наша культура сделала ставку на своеобразный обгон слуха: она насыщает полифонию подчас чрезмерными внутренними противоречиями. Я не говорю о сложности или о нагромождении; конечно, существует полифония с множеством реальных голосов, которые трудно охватить главным образом из за их обилия, однако наряду с этим существует и полифоническое четырех голосие, контрапунктические ухищрения которого почти невозможно распознать ухом, хотя сам по себе феномен благозвучен и потому не создает слуховых проблем. А впрочем, как раз благозвучие и создает проблемы: ведь консонанс обладает такой способностью сливать отдельные элементы в единый объект, что при прослушивании трудно диссоциировать голосоведение и, стало быть, воспринять суть каждой партии, чего как раз и добивается Стравинский посредством если не конфликта, то по меньшей мере различия.

Естественно, за это приходилось расплачиваться определенным мелодическим оскудением. . Ибо благодаря самой природе этого письма система интервалов проявляла сильную тенденцию к нормированию. Лишь сейчас мы отходим от норм, причем пока что сделали только первый шаг под натиском новых технологий. Безусловно, ожидаемое расширение звукового материала заставит нас заново продумать меняющиеся соотношения, которые неизбежно возникнут в полифоническом письме, иначе не удастся абсорбировать новые звучности. Полифония должна выработать наиболее гибкие принципы и воззвать к различным сторонам восприятия, развивая тот или иной тип структуры. Может быть, нужно добиваться максимальной связности в переходах и поворотах.

Когда мелодическая линия сдвигается во времени относительно самой себя, уже нельзя говорить о мелодической имитации или чистом каноне в академическом смысле термина, ибо здесь не слышно двух линий, одна из которых точно воспроизводила бы другую в соответствующей гармонической структуре; мы слышим одну линию, раздваиваемую путем своеобразного временного растяжения. Аналогичным образом мелодическая линия и ее противодвижение воспримутся не как обращенный контрапункт, но как симультанный симметричный образ, потому что и здесь нет гармонического обоснования. Определенный тип письма может раздвоить, умножить образ одной единственной мелодической линии, не доводя дело до независимости пресловутой независимости голосов, что считается необходимой для реальной полифонии. Такой звуковой образ будет воспринят нами как сложный, но объединенный безусловным тождеством. 

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: