Единство тембра

В одноголосии ошибиться невозможно, пусть даже постоянные скачки из регистра в регистр, равно как и постоянно изменяющиеся динамические оттенки не способствуют стабильности слухового ощущения. Эта линия доведена до предела, за которым утрачивается единство, ибо каждая из составляющих движется в своем направлении, и все же мы слышим ее именно как целое, потому что сама линия — единственная. Предположим теперь, что у нас несколько голосов, и каждый исполняется на отдельном фортепиано; тогда, несмотря на единство тембра, само разделение источников звука поможет нам выделить голоса фактуры. Но если пятиголосная полифония излагается в одном регистре, строго установленном и расслоенном, как у Веберна в ор. 21, слух уже более не может индивидуально воспринимать каждый голос; наше ухо различает в явной неподвижности лишь звуки, повторяемые через краткие промежутки времени, причем те, что звучат громче, подчиняют себе все прочие. Иными словами, нашему восприятию, более или менее статистическому по своей природе, остается разве что понемногу приближаться к пониманию написанного в нотах; конечно, восприятие всегда определенным образом отклоняется от записи, но суть слышимого, как я полагаю, все же невозможно выразить иными средствами, чем эта самая запись.

Впрочем, есть и другие ы как в творчестве Веберна, так и в произведениях композиторов поколения 1950х годов, здесь слышимый результат зависит уже не столько от записи, сколько от различных критериев восприятия. «Придуманные» соотношения неизбежно остаются потенциальными, даже если их распознают и анализируют, и, напротив, складываются реальные, «результирующие» соотношения, скрывающие структурную основу. Слабость ли это нашего восприятия или же главная ошибка любых концепций?

Равнозначны ли читабельность самой партитуры и ее структур? Задумавшись обо всех этих спекуляциях по поводу длительностей, их числовых соотношений и сложных комбинаций, неминуемо приходишь к вопросу: а что же остается слушателю? Самый спонтанный филистерский ответ обвинение в необоснованности и бесполезности: как только структура перестает восприниматься слухом, как таковая, она становится не только бесполезной, но и бессвязной, и абсурдной.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: