Очевидность музыкального смысла

То, что вы совершенно четко слышите в сравнительно медленном движении (наложение линий, последовательностей аккордов, смена тембра), становится при увеличении скорости не только более сложным или более беспорядочным, но и вовсе нерасчленимым на составляющие. Так я действовал в некоторых эпизодах «Eclat Multiples»: благодаря быстрому движению удалось достичь обобщенного восприятия, причем в сравнительно простой фактуре; в быстром темпе достаточно всего лишь двух приемов различной артикуляции и перекрещивания линий, чтобы создать нерасторжимый сплав. Есть и другое средство обмануть восприятие, лишив его возможности осознать закон, это использовать «дырчатые» структуры по типу некоторых картин Поллока и Виейра да Сильвы, где отдельные поверхности как бы вычеркнуты, скрыты, с тем чтобы воспринимался лишь акт возникновения некоего примитивного целого. Так, в одной из моих «Notations» (№ 2) я записал вначале ударные, исходя из ритмических мотивов в их целостности. Осталось лишь подчеркнуть начало каждого ритмического периода наслоением ритмических пластов, и угадать принцип организации длительностей оказалось невозможным; создается впечатление случайности, но вскоре слушатель понимает, что последняя все таки не совсем «случайна». . . восприятие балансирует между скрытым и слышимым.

Отфильтровав некоторые звуковысоты, можно затемнить мелодические линии, создать впечатление бессвязности, а затем, снова введя эти звуки в мелодию последовательно или неожиданно, восстановить очевидность музыкального смысла. Итак, для игры с восприятием пригодны отнюдь не только крайние средства и сложная комбинаторика; даже очень простые приемы, меняющие реальность звуковых объектов, манипулируя той или иной составляющей, дают подчас сходный или более действенный результат. Суть этих приемов в том, чтобы, создав поначалу легко воспринимаемую реальность, так или иначе зашифровать ее, сделать изменчивой или даже продлить в темные бессознательные области восприятия.

И на всех стадиях описанного процесса активную роль играет нотное письмо начиная от структуры музыкальных объектов вплоть до оценки их в изменяемом контексте. Пьер Булез Берг: современные следствия (по поводу «Двух недель австрийской музыки»). Выставка шедевров венских музеев в Париже принесла нам «Две недели австрийской музыки», которые следует признать наиболее значимыми.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

 wholesale jerseys