Альбан Берг

Лейбовиц, вопреки своему нескрываемому восхищению, хорошо чувствует, несмотря на свою обычную толстокожесть: это особенно щекотливое обстоятельство не дает ему спокойно спать. В статье про Стравинского он писал: «Я не знаю, какой немецкий критик говорил некогда о Берге, что если бы он не был учеником Шёнберга, то писал бы венские оперетты или на худой конец оперы Пуччини.

Допустим. Только вот Альбан Берг был тем Бергом, каким он сам решил быть, то есть как раз учеником Шёнберга, со всеми вытекающими отсюда последствиями, автором не оперетт или опера Пуччини, но автором "Воццека" и Лирической сюиты».

Приводим этот комментарий, чтобы доказать, что согласно «Les Temps modernes» существование творит сущность, которую избирают и которой затем увлекаются. Все это очень красиво; но все же проблема поставлена во всей своей вызывающей едкости.

 Теперь перед нами венский вальс. В Берге чувствуется самая разношерстная смесь, базарная экзотика которой проявляется в танго концертной арии «Вино». Наверное, можно подумать, что я преувеличиваю, поэтому, приводя ясные ы, я твердо намерен вывести читателя из этого заблуждения. Лирической сюиты с его раздражающей сентиментальностью, которое для меня связано с самой вульгарной веристской напыщенностью итальянской оперы. Очевидно, что эти повторения двух звуков, подчеркнутые акцентами (тт. 74, 92), эти звуки, протянутые на эти параллельные восходящие ходы, эти пучки [paquets] аккордов (тт. 7678), эти октавные скачки терциями (тт. 9192) порождены романтическим излиянием дурного вкуса, доведенным до пароксизма. Между тем вы можете возразить, что существует отчетливое различие между фабрикантами запатентованной лирики и Бергом с его тонкостями, на, как в такте 76, где восходящий пассаж ритмически расцвечен у первой скрипки септолями шестнадцатых, у второй скрипки квинтолями восьмых, у альта восьмыми и у виолончели триолями четвертей ни одна из этих длительностей не совпадает с другой внутри такта; гаммы, по обыкновению параллельные и хроматикодиатонические, зависят от рисунков у каждого инструмента: первая скрипка противопоставляет свои целые тоны преобладающим терциям второй скрипки и т. д. Все это красиво и хорошо! Без этого преимущества Альбан Берг, в сущности, не был бы Альбаном Бергом; но это еще не все. 

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: