Ощущение монотонности

В гармонии во имя логичности бывает лучше выдерживать целый ряд кластеров, если уж они появились; поскольку одинединственный или даже два кластера могут восприниматься как случайный эффект, но не как намеренное и важное действие, влекущее, согласно музыкальной логике, к неизбежному заключению. Когда больший кластер играется одновременно с простым аккордом, он представляет естественное его усиление; причина состоит в том, что образуют такой кластер верхние обертоны всех трех звуков аккорда, которые ясно слышны чуткому уху Кажется, только слушатели с очень неподготовленным слухом могут быть шокированы звучанием кластера либо иного натурального диссонанса, поскольку музыкальные уши давно уже привыкли к ним, слыша подобные звучания в качестве обертонов знакомых аккордов.

На фортепиано поддаются исполнению меньшие кластеры любого рода; большие исполнять легче, если они хроматические (включают все клавиши в заданных пределах), либо целиком на черных клавишах или целиком на белых. Так сформированные пентатонные кластеры на черных клавишах образуют всего пять различных кластераккордов одной и той же протяженности. На белых клавишах можно создать семь различных кластер аккордов одинаковой величины, используя гаммы мажорную, минорную или разнообразные модальные.

На фортепиано многообразие не столь велико, как в оркестре, где наилучшие условия для кластеров. Но и там оказалось больше, чем представлялось вначале, вариантов, созидаемых как возможными изменениями протяженности кластера, так и его бесчисленными связями с аккордами из других систем.

Ощущение монотонности, которое может возникнуть при первом прослушивании последования кластеров, скоро исчезает, когда ухо начинает слышать тонкие отличия во внутреннем расположении больших и малых секунд так же, как это происходит сейчас с терциями. В оркестровой практике возможно максимальное разнообразие кластеров, не только целиком хроматических или диатонических, но и сконструированных путем объединения различных кластерных трехзвучий. В традиционной теории музыки есть хорошо известные способы организации музыкального материала такие как аккордовые объединения, контрапунктическое мелодическое соотношение, каноническая имитация, ракоход, тематическая структура и т. д. Все эти методы можно применять и к кластерам, которые, однако, привносят также некоторые новые, собственные приемы. Характерное качество гармонии возможность движения в пределах крайних тонов; иными словами, при сменах гармонии во внутренних голосах обычно осуществляется переход на звуки, которые содержались в границах предшествующего аккорда.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: