Музыкальные эмоции

Конечно, справедливо и обратное. Если мы заполняем контур кластера добавлением нескольких звуков сразу, соотношение этих звуков может рассматриваться полигармонически. «В перевертыше» принцип дополнения в своих различных вариантах дает нам разные способы применения метода вычитания. Но здесь необходимо подчеркнуть, что цель вычитания есть пропуск не связанных [лигами] тонов, но тех, которые остаются связанными звуками, сохраненными для создания гармонического или полифонического эффекта. Еще один вариант в построении кластеров начать с аккорда и потом дополнить его нужными тонами симультанно. Аккорд тогда сразу переходит в кластер.

А кластер, в свою очередь, может быть моментально сокращен до аккорда путем «обращения» того же приема. В формировании диатонического кластераккорда два метода возможны применительно к тональности или тональностям, которые желательно использовать. Ради большей простоты ограничимся для начала звуками, которые есть в гамме одной тональности. Так, если кластер квинты начинается соответственно со звуков с и G в тональности С, то все эти звуки кластера могут появиться в подлинной тональности Cdur. Или, если мы хотим использовать политональный метод, можно сделать кластер из звуков соотносимых тональностей. На, если имеется два кластера интервала септимы, начиная от с и g соответственно, то Скластер может содержать натуральное, поскольку оно таково в тональности С, тогда как Gкластер может включать fis, который характерен для тональности G. Есть множество способов применения кластеров, но проработку деталей здесь невозможно обсуждать, равно как и (тем более) подробности новой ритмической трактовки.

Любой композитор весьма заинтересован в том, чтобы работать над такими частностями самостоятельно, и обнадеживает (в плане «прорастания» данных тезисов) то, что представлять интерес может работа различных музыкантов над бесчисленными деталями разнообразных музыкальных предметов. Тщательная отделка материала не тот вопрос, который можно решить заблаговременно и навязать полученное решение композитору. Каждый имеет желание и право организовать собственный материал так, чтобы наилучшим образом воплотить экспрессию. Пренебрежение проблемой материала, однако, не приведет к персональному стилю, или совершенству, или свободе выражения. Музыкальные эмоции никогда не бывают столь непосредственными, как в случае, если формы их выражения настолько освоены композитором, что стали подсознательными и могут быть тончайшим образом приспособлены к конкретной ситуации. Восприимчивому слушателю не будет приятно, он не получит удовлетворения, когда исполняемая композиция содержит недоработки, даже если они не осознаются, эмоционально или интеллектуально.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: