Наш музыкальный алфавит

Освобождение звука.

Наш музыкальный алфавит беден и нелогичен. Музыка, в которой должна пульсировать жизнь, нуждается в новых средствах выражения, и наука одна может влить в нее юношескую энергию. Почему итальянские футуристы — вы раболепно воспроизвели лишь то, что банально и скучно в суете нашей повседневности. Я мечтаю об инструментах, послушных моей мысли — тех, что, привнеся целый мир неведомых ранее звуков, предадутся воле моего внутреннего ритма. Новые инструменты и новая музыка Когда новые инструменты позволят мне писать музыку так, как я ее представляю себе, ясно постижимым окажется движение звуковых масс и переменных плоскостей, занявшее место линеарного контрапункта. При столкновении этих звуковых массивов станут вероятными явления проникновения и отторжения.

Некие трансмутации, происходящие в определенных плоскостях, будут, видимо, отражаться в других, движущихся с различной скоростью и под различными углами. Не сохранится старая концепция мелодии или взаимодействия мелодий. Все произведение станет мелодической тотальностью. Все произведение будет течь, как река.

(Эти вполне реальные отношения звуков воспринимаются мгновенно, неосознанно; в анализе же они разложены на составные части, представлены в медленном темпе логических рассуждений.) Курт употребляет понятия «обратное слушание» (Zuruckhoren) и «предварительное слушание» (Vorwartshoren). До него еще Риман отмечает значение «предварительного отбора» (Vorauslesen). Здесь есть нечто общее с вышеизложенными взглядами относительно прогнозов. Чрезвычайно интересно то, как подобные явления включаются в механизм музыкального восприятия. Это одна из целей настоящего анализа. Восприятие мелодического скачка обладает некоторыми характерными особенностями. Звук ре двукратно оценен, потомучто начиная с него формируется инерция восходящего поступенного движения, вместо чего — когда прозвучит соль — инерция нарушается: всего только одним-единственным ходом осуществляется то, чего ожидал слух в виде продолжительного движения. Сознание выведено из состояния ожидания спокойного хода мелодии и поставлено перед необходимостью более активной реакции. Снова происходит конфликт между прогнозом и реальным восприятием, переоценка звука ре (Вт. оц.), снова образуются остаточные силы, связанные с неосуществленным прогнозом. Но в данном случае и прогноз, и реальное восприятие направлены в одну сторону — ускорения, динамизирования, суммирования мелодических сил. Звук соль воспринимается однократно; он вводится внезапно, без подготовки. Момент его звучания снова рождает противоречие между прогнозом и реальным восприятием, и сознание возвращается назад, чтобы переоценить значение звука ре, но, вместе с этим, оно попадает в ситуацию, еще не ясную, неустойчивую — появление звука соль не обусловлено логикой прошедшего движения (разве только тем, что такая возможность ожидалась из-за хода ре скачком вверх). Момент наибольшей неустойчивости требует от слуха и наибольшего напряжения, новой активности для сохранения логичности мелодического движения. Слух немедленно начинает искать пути утверждения устойчивости; это осуществляется с помощью поступенного обратного хода, то есть освоения охваченного диапазона. Прогноз и реальное восприятие здесь совпадают; активность действия звука соль значительно ярче выражена. Звуки вокруг мелодического скачка достаточно значительны, причем звук, в который совершается скачок, сильнее того, от которого скачок отталкивается.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: