Слуховое ощущение

Слуховое ощущение соответствия между прогнозом и реальным протеканием мы будем называть инерцией мелодического хода. Это соответствие может коснуться лишь нескольких непосредственных ходов, но может распространиться и на всю линию мелодии. Если инерция образуется и задерживается ненадолго, то она — только отдых в восприятии мелодического хода, уравновешивание предшествующих мелодических событий; следовательно, она необходима для движения. Но длительная инерция убивает художественное начало, восприятие работает по механическому шаблону.

Нежелательная инерция может возникнуть также из-за однообразно ровного чередования интонационных конфликтов в мелодическом развитии. Наиболее сильной инерцией обладает поступенное движение в одном направлении.

При этом имеет значение как его направление, так и местоположение. Если мелодия начинается с поступенного нисходящего хода, то благодаря слабому мелодическому напряжению возникает впечатление, словно мелодия зарождается йз ничего, из тишины. Сознание, однако, предвидит активные мелодические события, и с продолжением поступенного движения это ожидание растет. Тох: «Продолжительное движение по ступеням в одном направлении влечет за собою скачок в противоположном направлении». Между нисходящим и восходящим поступенными движениями имеется тонкое, однако не принципиальное различие. Еще Гвидо д'Ареццо (XI век) замечает его, но формулирует как противопоставление двух основных возможностей проявления: «Если, наоборот, ноты идут в нисходящей последовательности, усилие голоса будет много меньше. Он будет испытывать даже некий вид увлечения, что заставит его немного успокоиться: лошадь спускается по склону, ускоряя ход, и даже завершит свой путь более быстрым шагом, если ее ничто не сдерживает на увлекающем ее склоне». Для старой теории нисходящее и восходящее движения суть праформы мелодии. Но с исторической точки зрения это не так: диапазон первых в истории мелодий был ограничен даже примой (на одном тоне), или секундой, терцией, или, реже, квартой. Л. Мазель и В. Цуккерман: «...длительное движение мелодии по ступеням гаммы в одном направлении, особенно же вверх, не является простейшим и древнейшим типом интонирования... Наиболее элементарный тип интонирования — это так называемое опевание одного звука...» . Сабольчи: «Вероятно, существовала и такая ступень развития (имеется в виду начальная. — Д. X.), когда в употреблении было всего несколько тонов, из которых образовывались мелодии с диапазоном от I до III ступени». Расширение диапазона — это проблема всей последующей эволюции мелодического выражения. Например, Сюзан Клерке описывает подобный процесс в барокко: «С этого времени и дальше (имеется в виду весь XVIII век. — Д. X.) мелодия будет намного выходить за рамки диапазона октавы, вводя в употребление более широкие интервалы...» .

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: