О методах композиции

И я не мог идти в данном направлении, меня это не интересовало. Когда я приехал из Греции в Париж и послушал эту музыку, мне пришло в голову, что, пожалуй, есть другое возможное направление, которое ближе всего к самой природе. Когда я говорю о природе, я имею в виду все окружающие нас явления. И для того, чтобы заниматься музыкой, совсем необязательно пройти сквозь этот узкий коридор классики, а нужно гораздо шире открыть музыку для всех явлений. На, форма облаков и их изменение по времени это очень красиво.

Или ветвление совершенно экстраординарное явление. Оно существует в нашем мозгу, я не знаю почему, но существует. Вы же понимаете, что такое ветвление когда есть ствол, потом отходят две ветки, потом их все больше и больше, и они тоньше и тоньше.

И весь наш организм построен по такому же принципу нервная система, кровообращение, и наш мозг устроен так же. Этот феномен, форма существует во всей природе. Если обратиться к планетной системе, системе галактик, увидишь то же самое. Это одна из фундаментальных структур. И современная физическая наука, биология не знают, как это объяснить.

Здесь детерминизм и индетерминизм. Еще фрактальность. Говорят, что во фрактальных изображениях существует организованный беспорядок, организованная случайность, а что такое, собственно, организованная случайность? Или поговорим об атомной структуре.

Все окружающее нас состоит из атомов. Но движение атомов, их перемещение это как капельки дождя. Мы не чувствуем гравитации, а все капли капают. Момент падения дождевой капли есть изменение траектории.

Подобным образом атомы формируют тот мир, в котором мы живем. И поэтому момент случайности в формировании окружающего нас мира всегда играл большую роль. Это очень важно, потому что до недавнего времени думали, будто все решает Бог, то есть чьято воля.

Почемуто представляли себе так, что какое-то одномоментное решение меняет ситуацию в ту или иную сторону. Как будто не существовало неизбежных условий для того, чтобы она сложилась.

. . О методах композиции — Почему Вы назвали свой метод композиции стохастическим? Один швейцарец, который умер очень давно, Бернулли, изучал теорию вероятностей.

И он употреблял этот термин «stochastique», образованный от греческого слова «stochos» («цель»), потому что законы теории вероятностей отчасти похожи на процесс стрельбы из лука. Когда вы играете в четнечет, если монета симметрична, если она не подвергалась никаким воздействиям, то вы видите, что чет и нечет все время повторяются, и абсолютно невозможно предвидеть, что будет. Но если мы будем подсчитывать количество выпадений чета и нечета, то увидим, что есть стремление к соотношению 50% на 50%. И законы вероятностей позволяют получить довольно точные результаты в случае большого количества проб. Надо сказать, что я начал делать подсчеты вероятностей в 50е годы, когда все другие занимались додекафонией, серийными техниками и т. д. Но я, много смотрящий на облака (поскольку люблю это), я пытался для себя понять, каким образом капли дождя могут создавать определенную форму из больших скоплений. Потому что это аспект не только природы, но и человека и его движений. Я вспоминаю фильм Эйзенштейна, где русские перемещаются для того, чтобы произвести революцию; не помню, как он называется.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: