Фольклорная диафония

Может быть отделено от периода VIII—XII веков по той причине, что вряд ли столь рано может сформироваться музыкально-психологический механизм для восприятия двухголосия (при устоявшихся привычках к господствовавшему в те времена одноголосию) В фольклорной диафонии могут найтись аргументы в подтверждение «возраста» этой песни: малый диапазон, неразвитый мелодический рисунок (отсутствие интереса к интервальной красоте линии), проявления декламационности текста, почти полное совпадение текстового и мелодического ритмов и т. д. С другой стороны, существует и множество отличий по отношению к органуму; более того — они весьма значительны и характеризуют эти два явления в корне по-разному. Но возможные аналогии, как они ни относительны, могут внести в фольклористику как науку свой вклад. Синкопа Изучение синкопы в системе Фукса как самостоятельного явления, вне связей с остальными элементами ритма говорит о том значении, которое ей придавалось. Выделенная таким образом, синкопа оказывается впоследствии одним из существенных ритми - ко-мелодических моментов будущего цветистого контрапункта. В практике строгого стиля синкопы включались в вокальную фактуру нечасто. Лишь в позднейшем развитии строгого стиля, в XVI веке, у Палестрины и Лассо она применяется широко, но у их предшественников все еще с трудом находит свое место в полифонической фактуре. Можно считать не требующим доказательств то, что построения с часто вводимыми синкопами (задержаниями) стоят на более высокой ступени полифоиичности, чем без них. Несинкопированное движение часто уподобляется движению «нота против ноты», которое в современном музыкознании называют гоморитмикой. Это прообраз будущей гомофонии, но пока еще не таковая. Для развитой полифонической фактуры характерна активная линеарность, осуществленная с помощью синкоп, с одной стороны, и гоморитмика — с другой.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: