Мелодическая линияи метроритм

Мелодическое движение редко строится в единообразном ходе одинаковых длительностей; это лишь один из его ритмических эффектов. Гораздо чаще мелодическая линия организована как последование различных по длительности звуков. Закономерности ритмического порядка суммируются с закономерностями графического хода; художественное воздействие, в сущности, результат этой суммы. Асафьев: «...ритм и интонация являются главными проводниками музыкальной выразительности и убедительности». Их разделение — вопрос только научной абстракции, а вовсе не независимого действия этих компонентов мелодического движения Асафьев: «Неинтонируемого ритма в музыке нет и быть не может». Анализ взаимодействия мелодической линии и ритма мы построим соответственно системе Фукса: последовательное добавление к кантусу фирмусу пяти различных контрапунктов (нота против ноты, две ноты против одной, четыре ноты против одной, синкопированный контрапункт, цветистый контрапункт) осуществляет постепенное овладение трудностями ритмического построения. Явления ритмического порядка будут изучаться не в одноголосии, а в двухголосном сочетании, через сопоставления контрапункта с единообразным ходом кантуса фирмуса. Ритмические выводы из техники «нота против ноты» Простейшая форма двухголосия у Фукса — это приписывание к кантусу фирмусу контрапункта в том же ритме, в целых нотах. Две мелодии — нота против ноты — звучат одна над другой; этим они уподобляются исторически первым проявлениям двухголосия — древнего органума, описанного еще Скотусом Эригеном (середина IX века). Риман: «Стоит отметить, что правила (органума, то есть двухголосия «нота против ноты». — Д. X.) существовали только для певцов; ...как органум (диафония), так и дискант и фобурдон были лишь способами того, как петь старинный григорианский хорал многоголосно, а не одноголосно. Певец импровизировал по знакомым ему правилам свой противопоставляющийся голос, когда расшифровывал особую нотацию кантуса фирмуса». И снова Риман: «Из построения „нота против ноты" дискант быстро развивается в фигурированный дискант (нижний голос — кантус фирмус, верхний — цветистая мелодия. — Д. X.) 

Инерция мелодического хода — соответствие между прогнозом и реальным ходом — особенно сильно действует в каденциях, цезурах, уравновешивающих ходах, длительных поступенных наследованиях. 

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

 wholesale jerseys