Мелодические скачки

На вертикальной оси не приведены точные величины напряжения, напряженность скачка обозначена лишь приблизительно: она зависит и от ряда других факторов, о которых речь будет ниже. Эта не замкнутая по вертикали схема показывает использование мелодических скачков у композиторов эпохи строгого стиля, а также у Гвидо д'Ареццо (XI век): «Таким образом, имеется, следовательно, шесть тоновых связей, а именно: целый тон, полутон, большая терция, малая терция, кварта и квинта. К этим соединениям некоторые певцы добавляют еще два других, а именно: квинту с одним полутоном (малая секста), как-то: ми — до (только вверх), и квинту с целым тоном (большая секста), как-то: до — ля... К ним добавляется и седьмой интервал, октава, которая, однако, употребляется редко. Мы тоже не можем причислять ее к остальным шести». Впрочем, Фукс допускает скачок на малую сексту и вверх и вниз, но полифоническая теория после него — только в восходящем направлении. Не употребляется позже и нисходящая малая секста, которую Фукс широко использует в своих контрапунктах. Причину этого мы попробуем найти позднее. Если правило обратного движения после скачка сегодня доказано и обосновано, то старая теория была далека от подобного научного анализа; ее приемы еще элементарны. Теорию вела вперед скорее великолепная интуиция музыкантов того времени. Можно предположить и ряд практических соображений, породивших это правило. Два больших скачка в одном направлении сразу же увеличивают размах мелодического хода; наиболее же удобный с вокальной точки зрения диапазон—октава. Отсюда простое практическое объяснение обратного движения после скачка — опасение выйти за рамки диапазона. Другой вариант этой мысли дает Мазель: «В древности, когда применялись весьма немногозвучные звукоряды небольшого диапазона, выразительный скачок обычно охватывал весь диапазон звукоряда, и возвратное движение было поэтому единственно возможным». Асафьев: «Становление лада всегда выражается в последовательном чередовании или одновременном комбинировании его интервалов: от скачка голоса к заполнению данного ряда и обратно — от заполнения к скачку». Возможно, потребность в украшении мелодической линии (в оптимальном с вокальной точки зрения объеме октавы) находит наиболее удобное место для изменения движения именно после мелодического скачка. Возможно, стремление к поступенности, к вокальности мелодии вынуждало композитора после каждого скачка возвращаться к поступенным ходам — чтобы смягчить мелодическую линию, придать ей требуемую вкусом плавность. Чисто практические соображения всегда побуждали к теоретическим решениям, а привычка, постепенно формирующийся рефлекс определенных действий в данной творческой ситуации превращались в теоретическое правило. Со временем и слух привыкает к ним, и сознание воспитывается их повторением.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: