Диалектический метод

Современная наука располагает таким обобщающим подходом — диалектическим методом. Это оружие научного анализа столь сильно потому, что сохраняет целостность и изменчивость в исследуемом объекте, сохраняет его жизненность. Оно содержит в себе историческое и логическое начала, поэтому исследователь использует одновременно и исторический и логический пути анализа. Основная задача анализа — поиск логики художественного замысла, но всегда в историческом плане, сопоставление результатов, а отсюда — раскрытие его сущности. Начать исследование целесообразно с обзора определенного этапа музыкально-исторической эволюции. Одноголосие древних культур, древних греков и римлян, григорианского хорала чрезвычайно интересно как ранний вид существования мелодии.
Его никак нельзя обойти в работе: оно дает хороший материал для дальнейшего понимания мелодических явлений. Однако сейчас его временно придется оставить в стороне. Мелодия в многоголосии есть часть сложного музыкального организма, она становится ярче по своему воздействию. Такой тип мелодии откристаллизовался не сразу. Только у И. Й. Фукса теоретические взгляды и практическая легкосуь реализации достигает художественного уровня, который предполагает свободу музыкально-выразительных проявлений. Деятельность Фукса подготовлена долгим историческим развитием: идеи изложенной им системы содержатся и у Дируты, и у Банкьери, то есть еще в XVI или XVII веках. Сама же она, уже как система, обобщает взгляды на музыку XIV—XVI веков — времени так называемого строгого (или палестриновского) стиля.
Система Фукса содержит метод, при котором можно оставить в стороне ряд выразительных элементов отдельной мелодии и сосредоточиться только на некоторых из них. Его кантус фирмус — мелодия в целых нотах: Это, в сущности, просто мелодическая линия. Ритмическая организация сведена к ходу ровных, медленных целых нот, размер /г, J =60. Ладовое строение кантуса фирмуса тоже не содержит ярко индивидуализированных черт: из-за строгого требования начала и окончания на I ступени лада, из-за мелодической каденции II (либо VII) —I, из-за полного запрещения увеличенных и уменьшенных интервалов он находится неизменно в данном ладу. О тембровом, динамическом или тесситурном разнообразии здесь также нет речи. Посредством такой «нейтрализации» всех остальных элементов именно мелодическая линия — и исключительно только она — представляет мелодию

 

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: