Равновешивание мелодического скачка

Равновешивание мелодического скачка обратным движением может осуществляться не только непосредственно после скачка, но и с запозданием (или с опережением). Обратное движение после мелодического скачка реализуется в трех возможных формах: а) Посредством нового скачка в противоположном направлении; лучше, если скачки различны, — тогда остаточная сила даст импульс для дальнейшего мелодического движения: После двух скачков (то есть от ля первой октавы) мелодическое движение остается в диапазоне верхней части октавного скачка, не уравновешенной предшествующим квинтовым скачком. б) Посредством обратного поступенного движения, заполняющего только часть диапазона скачка (таким образом, остается еще мелодическое напряжение, которое активизирует дальнейшее развитие мелодии): В противодвижении после начального квинтового хода отсутствует ре — и лишь с его появлением окончательно уравновешивается (на расстоянии) начальный скачок. в) Посредством поступенного движения, заполняющего целиком весь диапазон скачка; наступает почти полное уравновешивание, остаются только импульсы от движения, предшествующего скачку (обратное поступенное движение лучше продлить, чтобы преступить начальный звук скачка хотя бы на секунду): Мелодический отрезок ля — фа не только уравновешивает начальный квинтовый скачок, но и превышает его диапазон; разворачивание мелодических сил отмечено снизу стрелками. Демонстрируемые аналитические методы — выделение более ярких тонов, объяснение уравновешивания мелодических скачков и т. д. — могут быть использованы при анализах любых других мелодий. Мазель и Цуккерман распространяют значение правила о мелодическом скачке и на более крупные части мелодических построений: «...понятие скачка с заполнением можно применить к движению не звуков мелодии, а целых мотивов, фраз». И дальше: «Закономерность скачка и заполнения допускает и иное, гораздо более широкое общее понимание. Понятие скачка как отдельного хода мелодии заменяется при таком новом понимании более общим понятием быстрого охвата широкого диапазона, независимо от того, охватывается ли диапазон одним скачком, движением по звукам аккорда или даже поступенным движением. Понятие же „заполнения скачка" заменяется соответственно понятием более медленного освоения — распевания охваченного широкого диапазона или его части». Они приводят пример на: 1) быстрый охват широкого диапазона и 2) освоение (распевание) охваченного широкого диапазона.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: