Ускорение мелодической линии

Высказанные мысли не означают присоединения к феноменологическому представлению о музыкальном сочинении, рассматривающему его исключительно в момент его звукового осуществления. Наоборот, музыкальная партитура дает достаточно сведений о произведении; нотное изображение — это проявление его реального осуществления. Но и в нотном обозначении мелодическое движение не зафиксировано в абсолютно точных величинах мелодико-интонационных сил, о них можно судить, лишь исходя из общего расположения звукового материала (иначе нотная запись превратилась бы в научную схему или диаграмму). Вековая музыкальная эволюция нашла необходимый способ для того, чтобы нанести на нотную бумагу музыкальное произведение; тот факт, что любой музыкант воспроизводит его с достаточной точностью, свидетельствует в пользу целесообразности принятой нотной записи. История никогда не фиксировала величину мелодико-интонационных сил, оставляла их относительными, с достаточно широкими границами проявления. Процесс музыкального осуществления впитывает в себя взаимодействующие или противоборствующие друг с другом силы; иногда они тонут в общем потоке, однако в какие-то конкретные моменты могут ярко раскрываться и, сконцентрировав на себе внимание, предопределить дальнейший ход образного воздействия. Ускорение мелодической линии Двойное ускорение. Движение контрапункта половинными нотами вдвое быстрее кантуса фирмуса, поэтому в мелодическои линии возникают новые явления. Если о новом качестве этой вдвое ускоренной мелодии судить по правилам, которые формулирует Фукс, то придется разочароваться: он не сообщает ничего больше, кроме как о проходящем диссонансе на слабой доле (благодаря которому избегается скачкообразное движение) и большом мелодическом скачке (для отведения двух мелодий друг от друга, чтобы после него стало возможным противоположное движение). Не всякий кантус фирмус допускает диссонансы. Оказавшись перед вынужденной необходимостью скачков в контрапункте, композитор должен искать дополнительные средства для придания движению плавности/

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: