Акт творчества не поддается анализу

Распространение единицы кристалла в пространстве формирует целый кристалл. Несмотря на относительную ограниченность вариантов внутренних структур, внешние формы кристаллов бесконечны». Далее Арбитер добавляет к сказанному: «Форма кристалла сама по себе — более результирующее [resultants] (именно это слово я всегда использовал применительно к музыкальной форме), чем изначальное качество. Кристаллическая форма есть следствие взаимодействия притягивающих и отталкивающих сил и предопределенного набора атомов». Это, убежден, дает больше, чем любое объяснение, которое я мог бы предложить относительно способа формования моих произведений. Есть идея, основа внутренней структуры, развернутая сообразно различным контурам и расщепленная на звуковые слои, постоянно меняющиеся по конфигурации, направлению, скорости, привлекаемые или отталкиваемые различными силами.

Форма произведения есть следствие этого взаимодействия. Возможные музыкальные формы столь же бесконечны, как внешние формы кристаллов. Связанная с этим спорная тема формы в музыке это, в сущности, тщетный вопрос о различии между формой и содержанием.

Между ними нет разницы. Форма и содержание суть одно. Уберите форму, и не останется никакого содержания; а если нет содержания, значит, есть только перетасовка музыкальных моделей, но не форма. Некоторые люди заходят столь далеко, что предполагают, будто содержанием так называемой программной музыки является описываемый предмет. Как я уже упоминал, подобный предмет есть лишь внешний повод, который в программной музыке композитор пожелал раскрыть.

Содержание это все-таки исключительно музыка. Такое же бессмысленное препирательство продолжается в связи со стилем и содержанием в поэзии. Мы могли бы полностью приложить к музыке то, что Сэмюэль Беккет сказал относительно Пруста: «Для Пруста качество языка важнее, чем любая система этики или эстетики. Действительно, он не делает никакой попытки отделить форму от содержания. Одно есть конкретизация другого открытие мира». Открывать новый мир это творческая функция всех искусств, но акт творчества не поддается анализу.

Композитор знает не более других, откуда берется материал для его произведения. В качестве эпиграфа к своей книге Бузони приводит следующую строфу из стихотворения датского поэта Эленшлегера [Oehlen schlager]: Что ищешь? Скажи!

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: