В обучении музыковеда

Функция музыкально-исторических дисциплин в обучении музыковеда - обеспечить будущего специалиста представлением о целостной картине развития музыкального искусства и обусловленности этого развития общественно-историческими и социальными причинами. Цель дисциплины - развить профессиональное мышление, где историзм как качество должно способствовать осмыслению любого вновь встречающегося явления в контексте времени и социальной обусловленности. Преемственность познавательного процесса в музыкально-исторических дисциплинах достигается при условии поэтапного и поэлементного формирования навыков профессионального музыкально-исторического и музыкально-аналитического мышления. Эти навыки приобретаются в процессе решения познавательных задач соответствующего типа и степени трудности, составленных на материале изучаемой или ранее изученной темы. Решение познавательных задач мобилизует творческие силы личности, актуализирует имеющиеся знания, вызывает потребность использования знаний из других предметов. Обучаемый приобретает профессиональный комплекс знаний, умений, навыков, обеспечивающий и все другие учебные дисциплины, и его последующую самостоятельную работу. Стремительно развивавшаяся музыкальная жизнь современности выдвигает перед музыкальной педагогикой высшей школы все более сложные задачи, решать которые необходимо с позиций всестороннего и глубокого изучения музыкальной культуры, динамики ее развития.

За последние годы музыкально-педагогическая наука значительно расширила круг исследуемых явлений, затронув проблемы общей педагогики и дидактики, социологии и психологии, культурологии и эстетики. Однако, признавая очевидные достижения, следует заметить, что в теории музыкальной педагогики высшей школу еще много актуальных нерешенных проблем. Одна из них связана с процессом музыкально-исторической подготовки студентов в музыкальном вузе. Известно, что роль истории и теории музыки в музыкальном образовании достаточно велика и многосоставна, как значителен и многосоставен арсенал современного музыкознания, включающего в себя весь универсум музыки, от проблем ее восприятия до музыкально-эстетических и педагогических идей. В сфере влияния музыковедческих концепций в процессе обучения профессиональному мастерству оказываются в той или иной мере все музыканты - и музыковеды, и композиторы, и исполнители, и, конечно же, будущие преподаватели всех музыкальных специальностей. При этом музыкознание, как одна из сложнейших областей гуманистики, осмысливается при практически-педагогическом преломлении в процессе вузовского образования с разнообразных теоретических позиций.

Об этом свидетельствует, в частности, весьма острая дискуссия по проблемам историко-теоретического образования, развернувшаяся на страницах журнала "Советская музыка". Единодушным мнением ее участников является констатация отставания теории преподавания музыкально-теоретичеокой и музыкально-исторических дисциплин от запросов музыкальной культуры, отсутствие дифференцированного подхода к подготовке музыкантов разных профилей, следствием которого, стала некоторая академизация историко-теоретических знаний. Преподаватели ведущих музыкальных учебных заведений отмечают также разобщенность теоретических и музыкально-практачееких дисциплин, что приводи к несоответствию полученных студентами знаний их будущей практической деятельности и выливается в подлинное противоречие между наукой и самой жизнью

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

 wholesale jerseys