Дать импульс

На первый взгляд, наиболее просто и реально вынести новые темы на семинары. Предоставив студентам список литературы, музыки, которую необходимо прослушать, и круг вопросов, педагог вправе ожидать на них определенные ответы. Однако подобное решение даст минимальный результат. Контингент студентов, обучающихся на очных отделениях институтов культуры, на 80-90 складывается из выпускников детских музыкальных школ и культурно-просветительных училищ, приехавших из сельской местности и небольших городов. Уровень их музыкальной подготовки, как правило, не очень высок, а музыкальный слуховой опыт в силу объективных причин минимален. В условиях самостоятельной работы, столкнувшись со сложным материалом, они быстро почувствуют непосильность поставленной перед ними задачи. Специфика музыки, с которой предстоит познакомиться, требует определенной направленности в изучении и анализе тех или иных явлений.

Дать такой импульс, тем более в самом начале курса, и обязан педагог. Следовательно, в изучении новых тем основную нагрузку должны нести лекционные занятия. Но за счет чего освободить часть лекционных часов, необходимых для освещения тем, связанных с доклассическим этапом русского музыкального искусства? Решение возникшего вопроса требует пересмотра программы и, в связи с этим, календарных планов лекций и семинаров.

Принцип, как показывает практика, не очень удобен, поскольку к одному и тому же жанру, стилю приходится возвращаться неоднократно. В частности, разговор о знаменном пении, об искусстве скоморохов будет возобновляться на протяжении первых пяти тем. В пределах ограниченного количества времени, выделенного с большим трудом для новых тем, отсутствующих в программе, подобные повторы не желательны. Студенты, обучающиеся на дирижерско-хоровой и дирижерско-оркестровой специализациях культурно-просветительных факультетов заочно, в большинства своем имеют среднее специальное музыкальное образование. Они хорошо ориентируются в музыкальном материале, значительный слуховой багаж позволяет им быстро находить аналогии с другими видами искусств и культурами других стран.

Поэтому нередко лекция превращается в интересное и живое собеседование, в котором принимают участие все присутствующие.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: