Отсутствие достаточной музыкальной подготовки

Отсутствие достаточной музыкальной подготовки и слухового опыта у студентов-очников делает подобный принцип работы невозможным. Другая причина неприемлемости жанрового принципа планирования лекций на отделении заключается в той, что вне поля зрения педагога и студентов оказываются жанры устного народного музыкально-поэтического творчества. Поскольку в учебном плане дирижерско-хоровой специализации курс народного творчества отсутствует, преподаватель, читающий курс истории русской музыки, обязан восполнить имеющиеся пробелы в знаниях студентов. Выделить время на рассмотрение песенных и инструментальных жанре народного творчества в данных условиях нельзя. В предложенной тематика лекций они тоже не рассматриваются.

Следовательно, все перечисленные причины не дают возможности использовать жанровый принцип в планировании лекционного курса на очном отделении. Существует еще один путь в построении лекций, наиболее приемлемый как показывает практика, в условиях ограниченного времени. Основное содержание лекций следует связать с хронологически последовательным освещением событий. Внутри каждого периода выделяются центральные, наиболее важные жанры народного и профессионального музыкального творчества, которые рассматриваются на Протяжении всей истории их существования, а не только в пределах одного периода. Поясним это на конкретном примере. На лекции об искусстве Киевской Руси выделяется в области народного творчества киевский цикл былин, в связи с которым следует остановиться на деятельности певцов-сказителей, представителей народного профессионализма; в сфере профессиональной музыки акцент делается на знаменном пении.

Педагог отмечает сложившиеся в музыкальной медиевистике точки зрении на происхождение знаменного пения, выделяя среди них одну наиболее верную. Недостаток времени, а также специфика вуза не позволяют обстоятельно остановиться на стилевых особенностях знаменных напевов, поэтому приходится ограничить этот вопрос характеристикой звукоряда, ритмического и, в самых общих чертах, ладового языка.

Столь же коротко рассматриваются вопросы возникновения различных певческих школ знаменного пения и появления знаменного многоголосия. Несколько более подробного освещения требует проблема много распевности.

Явление многораспевности интересно тем, что представляет возможность проиллюстрировать его реально звучащим материалом.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: