Изучение памятников русской музыкальной культуры

Изучение памятников русской музыкальной культуры на протяжения всей истории ее существования - патриотический долг каждого советского человека. Без знания достижений прошлого не может быть настоящего понимания современности. Главная задача обучения будущих музыковедов в училище - воспитание основ профессионального мышления. В ее решении очень важную роль играет музыкальная литература.

Прошло время, когда этот курс считали просто "ознакомительным", а его задачу понимали как накопление "музыкального багажа" и определенных знаний из области истории музыки (прежде всего связанных с жизнью и творчеством крупнейших композиторов). Сейчас не надо доказывать, что на уроках музыкальной литературы должно идти серьезное изучение музыкальных явлений. Эти явления обязательно рассматриваются в связях с историей общества и с музыкальной теорией и эстетикой. Ведь без этого не приходится говорить о полноценной профессиональной подготовленности музыковеда. Статья является попыткой обобщить и осмыслить педагогический опыт работы в специальном классе музыкальной литературы в свете проблематики развивающего обучения. Самостоятельная работа учащихся по музыкальной литературе идет в двух направлениях - анализ музыки и работа с книгой.

Здесь рассматривается лишь первое из них. Важнейшая роль анализа музыкальных произведений на уроках музыкальной литературы общеизвестна. Любому преподавателю ясны также и огромные трудности, с которыми приходится сталкиваться в музыкально-аналитической работе, особенно на первом этапе обучения. Данному вопросу посвящена интереснейшая статья Г. А. Савоскиной "Музыкально-теоретический анализ на уроке музыкальной литературы". Мы выделим здесь аспект формирования самостоятельных аналитических навыков. Опыт показывает, что это формирование можно рационально вес двумя путями. Один из них - развитие умений в процессе самостоятельного изучения ряда более или менее крупных произведений. Этот путь предполагает уже наличие известного опыта и некоторых предварительных навыков у учащихся. Поэтому такая форма работы вводится педагогом осторожно, "со временем", при использовании специальной методики. Другой путь - превращение учащихся в активных участников той аналитической работы, которая идет в классе под руководством преподавателя. Урок-беседа, представляет великолепные возможности, для активизации мышления учащихся. Труднее добиться желаемого результата в домашней работе. Здесь помогает специально продуманная система вопросов, которые педагог предлагает учащимся. Это - метод включения учащихся в аналитический процесс педагога, но продолженный уже вне класса. Эффективность такой работы целиком определяется уровнем классного анализа, зависит от музыкальности, эрудиции, опыта педагога, его способности увлечь учащихся за собой, "эмоционально заразив их".

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: