Истории музыки народов

Необходимо углубление курсов истории музыки народов, включение музыки ряда народов, пока еще но входящих в эти курсы. До сих пор не существует учебника для вузов по истории советской музыки. Это огромный пробел в нашей учебной литературе.

Пробел непростительный. Учебник должен быть как можно скорее. В последнее время все яснее и 'настойчивее дает себя знать интерес к музыкальным культурам - тех стран и народов мира, которые до сих пор остаются за пределами курса: Африки, Северной, Ближнего Востока. Игнорировать эти культуры нельзя.

И хотя мы еще: не готовы к разработке - этих курсов, проблема эта должна быть в нашей повестке дня. Нужно искать возможности. В факультативах, семинарах. Hа первых порах - не во всех, а лишь в некоторых вузах.

Один из важнейших, как мне кажется, вопросов - это вопрос форм и методов музыкально-исторического образования. Стоит он сейчас перед нами с исключительной остротою, а разговоры на эту тему идут давно.

Пора переходить к делу. Смелее и решительнее искать более гибкие и действенные формы работы, обновлять методику. Здесь не место давать какие-либо рекомендации. И все же неследует ли вспомнить то лучшее, что было в практике 20-х годов - тематические семинары при курсах? Самостоятельные.

Это одна из возможностей, один из путей. Главное же следует искать. Искать творчески и настойчиво. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, в которой определено направление совершенствования современного образования, настоятельно диктует необходимость пересмотра и музыкального образования с учетом социального заказа общества. В сложившейся системе учебных заведений, училища, вуз - изначально как бы запрограммирована поэтапность формирования музыканта-профессионала. Однако внутренняя несогласованность этапов единого процесса в настоящее время становится все очевиднее.

Проблема преемственности в музыкальном образовании встает как одна из кардинальных. Ее рассмотрению на основе подготовки музыковеда через дисциплины музыкально-исторического цикла посвящается данная статья. Воспитание музыковеда является частью общегосударственной задачи подготовки высококвалифицированных специалистов. Чтобы решать ее по-современному, следует подойти к этой задаче с научных позиций, тогда как до сих пор ограничиваются главным образом эмпирическими находками - пусть часто и существенными, но не имеющими достаточно универсального значения. Именно поэтому недостаточно рассмотрения узкоспециальных вопросов (обеспечения преемственности обучения музыковеда) с позиций логики изучаемых предметов: одним из коренных становится вопрос о методологии. В настоящее время такое глобальное решение проблемы представляется труднодостижимым, однако современные психолого-педагогические теории позволяют по-новому подойти к решению многих частных задач специального образования, а через них приблизиться к решению коренных проблем.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: