Подведение учащихся к осознанию музыкальной формы как процесса

Следующий этап - подведение учащихся к осознанию музыкальной формы как процесса. Г. А. Савоскина высказывает ряд мыслей и об этом аспекте аналитической работы с первокурсниками. Однако к сказанному ею следует добавить некоторые положения. Ценным материалом для акцентировки внимания учащихся на образно-эмоциональном, а, следовательно, и на тематическом развитии являются клавирные фуги И. С.Баха - они невелики по масштабам, их можно многократно играть и целиком, и фрагментами. Анализируя тему фуги, важно выяснить ее общий характер, то, как она строится, каковы особенности ее музыкального языка. Но далее внимание сосредоточивается на развитии музыкальной мысли.

В анализе фуги необходимо показать, какие иные музыкально-образные черты проявляются благодаря вступлению новых голосов, изменениям регистровым, фактурным, интонационным. Цель такой работы - исключить сведение анализа к описанию формы, что, к сожалению, еще отнюдь не искоренено из практики преподавания музыкальной литературы. Конечно, добиться от учащихся полноценного восприятия музыки, как искусства временного, научить их следить за содержательным развитием музыкальной мысли, очень непросто. Творчество Баха дает возможность учащимся встретиться с самыми разнообразными жанрами и формами. Но серьезное осмысление ими музыкального развития в крупных масштабах в это время еще невозможно.

Новый этап работы связан с изучением творчества композиторов Венской школь: здесь возникают иные задачи - в анализе таких сложных жанров, как опера, соната и симфония. Опера К. В. Глюка "Орфей" - первое произведение, при изучении которого педагог пытается добиться глубокого осознания длительного музыкального процесса. Поэтический текст и драматическое действие, конкретизирующие музыкальную образность и в большей мере направляющие развитие, помогают удержать и организовать внимание учащихся.

При изучении опер В. Моиарта впервые акцентируется внимание на проблемах оперной драматургии. Сопоставление "Орфея" с операми В. Моцарта учит пониманию специфики моцартовской музыкальной характеристики; сравнение узловых сцен этих опер подводит к некоторым проблемам оперной формы.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: