Осмысление сонатно-симфонической драматургии

Осмысление сонатно-симфонической драматургии в курсе естественно приурочено к изучению творчества И. Гайдна и В. Моиарта. Но осознание оперы и сложных циклических форм приходит на старших курсах. На I курсе возможно лишь подвести учащихся к пониманию основных особенностей сонатно-симфонического цикла и хотя бы некоторых черт оперной драматургии. Пониманию сонатно-симфонической драматургии способствует сравнение различных сонат и симфоний Гайдна, Моиарта, Бетховена, Шуберта.

Важно дать понять, как многообразны возможности сонатной формы и сонатно-симфонического цикла; как замысел композитора влияет на расстановку смысловых акцентов в форме, на взаимоотношения ее разделов. Очень плодотворным оказывается сравнение первых частей третьей и пятой симфонии Л. Бетховена, особенно - трактовки репризы и коды в этих частях. Движение "вширь", к глубокому изучению все более крупных по масштабу произведений, очень сложно. Но не менее сложно и движение "вглубь".

Крупный сдвиг и в этом направлении необходимо сделать уже на I курсе - при изучении романтической миниатюры. Казалось бы, небольшие размеры произведения снимают многие проблемы.

Но порой труднее глубоко проанализировать миниатюру Ф. Щуберта или Р. Шумана, чем сонату Бетховена. И это понятно: сложен психологически музыкальный мир романтиков, широк отражаемый ими круг жизненных явлений. Особой индивидуальной сложностью отличается и музыкальный тематизм, гибкий и изменчивый.

Многим учащимся младших курсов свойственна определенная прямолинейность мышления. И потому программный заголовок инструментальной миниатюры (часто очень условный) или поэтический текст песни не облегчают, а, напротив, усложняют анализ: возникает опасность вульгарного, упрощенного толкования содержания музыки. Поэтический текст помогает понять песню только в том случае, если его вдумчиво прочесть. Но язык поэзии большинство учащихся училища понимает значительно хуже, чем язык музыки: им не хватает общей художественной культуры. Поэтому анализ вокальной миниатюры необходимо начинать с анализа лирического стихотворения, не жалея на это времени.

Важно научить внимательно вслушиваться в поэтическую речь, разбираться в выразительных средствах ее языка (оценивая лексику, звуковой состав слова, ритмическую основу стихотворения) Прежде чем приступить к изучению пушкинских романсов Глинки или Лермонтовских, А. Даргомыжского необходимо помочь учащиеся "услышать" индивидуальную поэтическую интонацию великих поэтов. Только тогда возможно оценить гениальность глинкивского музыкального прочтения стихотворения Пушкина "Я помню чудное мгновенье" и романса Даргомыжского "Мне Грустно", только тогда становится ясным, как близки творческие индивидуальности поэта и композитора в этих романсах. Здесь снова на первый план выступает роль педагога как организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Другой аспект – меж предметные связи в курсе муз литературы, которые так необходимы для его полноценного функционирования.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: