Метод сравнения

Для понимания взаимоотношения музыки и слова в вокальном произведении педагог также использует метод сравнения - различных музыкальных прочтений одного и того же стихотворения (например, романсов на стихи Пушкина Глинки с произведениями мало известных современников композитора). Даже начинающий музыкант поймет, как органичноглинкивское музыкальное воплощение стихотворения Пушкина, сравнивая его романс с романсом Мельгунова "Я помню чудное мгновенье", по существу, к Пушкину отношения не имеющим, очень поверхностным по выразительности, чересчур, "обобщенным" по музыкальной образности. Диапазон сравнений постепенно расширяется в связи с ростом музыкального кругозора учащихся. Особого, очень серьезного и постоянного внимания требует выработка навыков обобщения.

Без этого невозможно добиться понимания учащимися ни главных особенностей музыкального произведения, ни стиля композитора, ни, тем более, общей проблематики музыкального творчества и музыкознания (а на старших курсах и такая проблематика должна быть уже хотя бы в какой-то мере учащимся доступна). Некоторые самостоятельные стилистические обобщения учащиеся могут сделать, начиная с изучения творчества венских классиков. При этом снова очень плодотворен метод сравнения. Например через сравнение сонаты Бетховена познаются особенности драматического стиля этих композиторов, поскольку в обеих сонатах много общего, особенно отчетливо выступает и различное. На старших курсах стилистические обобщения подводят учащихся к пониманию и некоторых общих проблем музыкального искусства (таких, например, как претворение фольклорного элемента в композиторском творчестве или вопросы музыкально-речевой интонации). Подобные планы могут предусматривать и характеристики особенностей творческого почерка автора (например, авторских особенностей формы и языка при характеристике оперного фрагмента или части инструментального сочинения, элементов оперной реформы, если изучается реформаторское произведение).

На старших курсах учащиеся способны давать общую характеристику уже и оперному акту, и опере, и крупному циклическому инструментальному произведению, ее ли навыки прививались им последовательно шаг за шагом.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: