Обучающая роль планов

Конечно, предлагаемые планы условны, они требуют индивидуализации в каждом конкретном случае. Но их обучающая роль несомненна. Учащиеся обычно "теряются" от изобилия материала, план не помогает организации множества произведений, знаний, фактов в нечто целостное. Выработке навыков самостоятельной работы с книгой способствуют комментирование педагогом литературы, рекомендации по конспектированию ее и по составлению плана и тезисного изложения. "Объяснительная" часть учебного времени должна подготовить домашнюю работу учащихся: педагог определяет задачи самостоятельной работы, указывает ее пути и способы.

Вторая часть учебного времени (слушание музыки) отделена от первой весьма условно. Музыка все время звучит на уроке и этим педагог привлекает учащихся к верному пути анализа - от слухового восприятия к осмыслению. В процессе собственного музицирования (четырехручного) учащиеся лучше воспринимают характер музыкальной интонации (если, конечно, педагог настойчиво требует выразительности исполнения). Исполнительство даже в самых простых его формах очень развивает музыкально, а это способствует музыкальности аналитического мышления учащихся. Используя частично-поисковый метод обучения, можно подчинить и слушание музыки в записи развитию самостоятельного аналитического мышления, предваряя его вопросами.

Например, перед слушанием заключительного раздела оратории Г. Ф. Генделя "Самсон" возможен вопрос к учащимся: почему в конце оратории звучит такой необычный траурный марш. Перед слушанием 1-й картины оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко" педагог предлагает определить, какие идейные мотивы произведения в ней уже намечены, обратив особое внимание на смысловое соотношение былины Нежаты и арии Садко, и вместе с тем отметить особенности формы и музыкального языка картины.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: