"Опросный" этап учебного процесса

Больше возможности для формирования навыков самостоятельной работы представляет "опросный" этап учебного процесса, вместе с его подготовительной "домашней" стадией. Стремление сделать и опросную часть работы развивающей приводит к мысли об использовании вузовской семинарской работы. Очень результативны уроки "смешанного" опросно-семинарского типа.

К ним готовится вся группа (хотя возможна и форма доклада с обсуждением); выступать должен любой из учащихся - по вызову педагога (разумеется, дополняющие выступления исходят от желающих, зависят от активности и инициативности. Первая задача педагога при подготовке к семинару - четко определить его цель и, исходя из нее, дать конкретные задания учащимся для домашней работы, а также наметить план (.даже шире - «драматургию" занятия). Вторая - предельная собранность для совместной работы с учащимися, без чего создание творческой атмосферы невозможно.

Педагог должен быть готов "подхватить" малейший проблеск живой мысли, и если это необходимо, в связи с "развитием" урока - "смодулировать" его в нужном направлении. Очень важен благоприятный психологический климат, рождающий положительные эмоции, чтобы учащиеся стремились, а не боялись высказывать свои мысли. Но этот аспект требует особого рассмотрения. Одна из проблем - сочетание работы каждого учащегося и работы всей группы с учетом возрастных и психологических особенностей. Смысл семинара - вовлечь всю группу в участие в работе, в обсуждение выступлений. На старших курсах возможна и настоящая творческая дискуссия.

Опросово-семинарские уроки могут быть уроками аналитического, исторического, историко-аналитического плана, но основное место в учебном процессе занимает, конечно, первый. Домашняя подготовка учащихся к такому уроку - углубление анализа, сделанного в классе (на младших курсах) и самостоятельная аналитическая работы (на старших). Задача педагога на старших курсах - конкретизировать цель анализа, сконцентрировать внимание учащихся на главном.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: