Направленность урока

Направленность урока определяет его план, "внутреннее развитие". Особенно трудной становится проблема "драматургии" урока на последнем курсе, где надо пройти большой объем музыкального материала. В этих условиях педагогу тщательно продумать план анализа крупных форм на уроке. Для примера обратимся к "Войне к миру" Прокофьева.

Задачей анализа этой оперы является осмысление идейно-образных и драматургических особенностей в их связи со стилем С. Прокофьева - оперного композитора XX века. Для предельного уплотнения рабочего времени и концентрации внимания учащихся на самом главном, педагог монет предложить такую планировку двухчасового урока: в первой его части показать "Войну и мир" как лирико-психологическую драму, во второй - как народно-эпическую оперу.

Поэтому в центре внимания первой - образ Наташи. Акцент приходится на проблему "Толстой - Прокофьев" и прокофьевский принцип музыкальной характеристики оперного персонажа. Самостоятельная аналитическая работа при подготовке к уроку на первом этапе идет, главным образом, на основе репродуктивного метода, причем постепенно возрастает самостоятельность учащихся в определении путей решения стоящих перед нами задач.

Главный же метод формирования самостоятельного аналитического мышления на уроке - частично-поисковый. Задачей педагога становится постепенное "выведение" учащихся на уровень обобщения более широкого масштаба. Основная разновидность такого урока - изучение биографии композитора. Именно с нею первоначально связывается и изучение исторической и общехудожественной проблематики.

У большинства первокурсников серьезного интереса к ней нет, формируется этот интерес постепенно. Позднее подобную проблематику можно "вынести" за пределы биографического урока, но связь с биографическим материалом сохраняется: внимание сосредоточивается на изучении истории и культуры Родины композитора, особенностей общественно-политической и художественной жизни его времени.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: