План и организация урока

План и организация урока могут быть, весьма различными, но их основные "контуры" диктуются, конечно, самим материалом и дидактическими задачами. На биографическом уроке наиболее простой путь работы - поэтапная характеристика жизненного и творческого пути композитора с акцентированием внимания на особенностях формирования и развития творческой личности в связи с особенностями общественно-политической и культурной жизни страны. Но можно сконцентрировать все вокруг проблем "художника и время" и "традиции и новаторство". "Исторический" урок, не связанный или только косвенно имеющий отношение к "биографической" проблематике можно организовать как коллективное собеседование, во время которого выступление одного учащегося дополняется выступлениями других, в результате чего происходит взаимное обогащение знаниями. Педагог направляет собеседование в нужное русло: точно расставляя акценты, он подводит учащиеся к обобщающим выводам. Опросно-семинарский урок историко-аналитического плана - урок смешанного типа, сочетающий черты и "аналитического", и "истерического" уроков. Такие уроки более действенны на старших курсах.

Подготовка к ним требует и аналитической работы, и работы с литературой разного плана. Особое место занимает контрольный урок, завершающий крупную тему курса. На этом уроке контроль знаний важно связать с задачей воспитания творческого характера мышления. Обычно содержание контрольного урока - обобщение особенностей творчества композитора. Конечно, педагог может сделать все необходимые обобщения на "объяснительном" уроке, предложив учащимся усвоить их и лишь проверив на контрольном уроке качество усвоения.

Но для развития самостоятельных умений важно опираться на частично-поисковый метод с ориентацией учащихся на предварительно заданные педагогом вопросы. Возможен и третий, так сказать, компромиссный путь: излагая главные обобщающие выводы, некоторые проблемы только наметить, предложив учащимся их самостоятельную разработку (например, в связи с обобщением особенностей творчества Н. Римского-Корсакова можно предложить для самостоятельного осмысления темы "специфика Востока" в произведениях Римского-Корсакова, "Сказка в творчестве Римского - Корсакова", "Римский-Корсаков и народная песня").

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: