Исторические закономерности

Исторические закономерности открываются в ходе исторического исследования. Изучение студентами исторических фактов, событий в курсах истории музыки становится научно осмысленным только тогда, когда в процессе изложения курса вскрывается исторически-объективные связи одних явлений с другими. В настоящее время в условиях острой идеологической борьбы нельзя пройти мимо того факта, что современная буржуазная историография, рассматривая вопросы развития национального искусства, выдвигает понятия "таинственности национального духа", его непознаваемости, фатальности конфликта между национальным и интернациональным. Идеи национальной изоляции и консервации, понимание национальной свобода как явления обособленного от влияний извне вступают в неминуемое противоречие с историческим опытом и естественной эволюцией в развитии национальных культур.

Симптоматично и то, что сама категория "интернациональное", органично включающая в себя общее и особенное, национальное и общечеловеческое, заменяется понятием «универсальное». В высказываниях многих музыковедов западноевропейских стран главенствует идея абсолютного превосходства европейского музыкального искусства над искусством других стран, так как, по их мнению, именно европейской музыке свойственны развитые формы гармонии и полифонии, и в ее недрах создана нотная запись как универсальная система. Все остальное музыкальное творчество, не укладывающееся в прокрустово ложе западноевропейского искусства, должно рассматриваться как фольклор. Поэтому в вводных лекциях, особенно на ИТК факультете, четкая ориентация студентов в существе научных споров, полешке советских и зарубежных музыковедов по проблеме "Запад - Восток", поскольку многонациональная наша страна была и остается своеобразной модель» мира в целом по различию языков, народов, культур.

Советские музыковеды, наряду с учеными социалистических стран, разрабатывая проблему взаимосвязи музыкальных культур Востока и Запада, подчеркивают, что европейская музыка - лишь одна из многих, которая в течение тысячелетий вобрала в себя многие элементы музыкального искусства других народов: Ближнего и Дальнего Востока, Азии, Африки и без этих "инфильтраций" европейская музыка развивалась бы, видимо, иными путями. С другой стороны, "большой интерес к музыке " Востока в XX веке, наряду со стремлением пенять, изучить особенности музыкального лишения, породил и консервативные концепции замкнутых, изолированно развивающихся неевропейских цивилизаций. В них европейской „музыке, по отношению к странам Востока, приписывается разрушительная роль, а объективно исторические музыкальные взаимодействия классифицируются как "культурная агрессия". "Большая часть музыкальных языков психологически, технически и научно несовместимы",- утверждал Ален Даниелу (Франция) на Международном музыкальней конгрессе (1971), опубликованном в сборнике Музыкальная трибуна Азии (1975 г.). С его точки зрения, композиторы, предпринимающие попытки использовать элементы одной системы в другой, "безумны до такой степени, что не отдают себе отчета в артистической никчемности своих экспериментов" и "в результате получается дешевый и нежизнеспособный гибрид, не имеющий перспектив развития. Это всего лишь детская игра, изобретенная некомпетентным музыкантами".

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: