Методологические основания

Эта проблема взята в статье в аспекте методологическое. Поэтому речь пойдет не столько о реальном положении дел на практике, сколько о перспективах развития музыкально- образовательной системы, о том, что важно для ее совершенствования. Выделяя главное, необходимо выяснить: положение предметов музыкально-исторического цикла с позиций функционально-целевого подхода; дефиницию понятия преемственности обучения; методологические основания преемственности обучения; наконец, принципы обеспечения преемственности в курсе музыкально-исторических дисциплин. В музыкальном образовании сегодня нет единства ни в области качества знаний выпускников вузов, училищ и ДМШразных регионов (так как нет научно обоснованных критериев обученности для учащихся всех звеньев); ни в применении методов и способов передачи знаний. Ни то, ни другое не систематизировано в специальной методической литературе и остается областью индивидуальных поисков и открытий.

Нет и сбалансированных программ для ДМШ, училища и вуза по музыкально-историческим предметам. Проблеме качества музыкально-исторического образования, которое должно быть нацелено на конечную деятельность и формирование мировоззрения студентов, были посвящены выступления ряда участников научно-практических конференций в консерваториях Тбилиси (1980 г.), Ташкента (1980 г.), Свердловска (1982 г.), Москвы (ГМГШ им. Гнесиных - 1982 г.), Киева (1983 г.) и др. Одна целевая установка - познакомить учащихся с возможно большим количеством произведений, дав их общую характеристику и выделив наиболее существенные признаки музыкального стиля композитора. Существуют противоположные подходы и к самому анализу. В музыкальной литературе, при профессиональном обучении, важно и акцентирование собственно музыкальных, и установление связи художественного мира произведения с породившими его жизненными реалиями. Как научить "слышать в музыке эпоху", то есть слышать не только музыку, которая поддается теоретическому анализу, но через нее - духовный опыт, переданный композитором системой средств и несводимый к этим средствам? Решение вопроса о сущности курса музыкально-исторических дисциплин невозможно на уровне обобщения удачного опыта пусть даже многих педагогов или на уровне поиска убедительных аргументов в защиту того или иного подхода. Только в контексте всего содержания музыкального образования с учетом ориентации его на будущую деятельность выпускника (то есть на социальный заказ общества) должен решаться вопрос в конкретной дисциплине.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: