Становление и развитие профессиональных композиторских школ

Как известно, в последней четверти XIX века в России активизировались процессы становления и развития профессиональных композиторских школ. Поэтому рассмотрение в лекционном курсе данного исторического - периода развития профессионального музыкального искусства нашей страны невозможно без охвата всей картины в целом, представляющей собой сложную систему взаимодействия русской культуры с национальными композиторскими школами, Украины, Прибалтики, Закавказья, каждая из которых, в свою очередь, самобытна и неповторима. В учебном курсе выделяется три типа взаимосвязи: этногенетические - как результат родства по происхождению и последующимисторически обусловленным расхождением (например, русская, украинская и белорусская музыкальные культуры); историко-контактные, обусловленные не только территориальной близостью, но, главнее, исторической общностью народных судеб (например, родство музыкальных культур Эстонии и Латвии); типологические связи, объясняющие сходство генетически различных культур (нередко территориально отдаленных друг от друга) сходными условиями общественного развития.

В данном контексте повторяемость выступает как одно из проявлений закона преемственности, который раскрывает себя как по "горизонтали" - современное состояние искусства, так и по "вер тикали" - взаимодействие между опытом прошлого к настоящего. Один из важнейших факторов становится усвоение интернационального художественного опыта, как компенсирование неравномерности исторического развития музыкального искусства. Рассмотрение роли и значения русской музыкальной культуры в становлении и развитии национальных композиторских школ в России сквозь призму их взаимосвязи создает возможность объединить столь разные темы данного раздела курса (Украина, Закавказье, Прибалтика) в единое целое, выделив при этом различные уровни взаимодействий - идеологический, стилевой, жанровый и т. д. Причем, подобный ракурс рассмотрения проблематики курса не только не затушевывает индивидуальных особенностей каждой национальной музыкальней школы, а, наоборот, значительно ярче и глубже.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: