Роль и значение русской композиторской школы

Авторам данной статьи представляется методически целесообразным вопрос о роли и значении русской композиторской школы во вводной лекции, что создаст возможность перекинуть естественный мост от истории русской музыки, к последующим темам курса истории музыки народов СССР. Необходимо обратить внимание на то, что в истории искусств известно немало примеров выделения в ту или иную эпоху своеобразного деления в ту или иную эпоху своеобразного музыкального "эпицентр " к которому притягивалось внимание композиторов других стран. Такой "силой притяжения" в различные эпохи обладали музыкальные культуры, Франции, Германии, Австрии. Во второй половине на мировую арену выплыла русская музыка.

К сожалению, степень ее действия на музыкальное искусство других стран еще мало исследована, поэтому постановка данного вопроса в курсе истории музыки особенно актуальна. Важно показать, что с одной стороны - активное влияние русской музыки, и - шире - русской культуры в целом деформирование национальных композиторских школ Украины, Прибалтика, Закавказья определяется не столько географическими границами, вхождением в одно государство, а прежде всего – художественно стетическим уровнем русского искусства, теми творческими установками, задачами, которые решались русскими композитора. Главной из них становится выявление в музыке своего самобытного национального начала.

С другой - русские писатели, поэты, композиторы использовали темы и образы поэтических сказаний, фольклора разных народов, любовно записывая к обрабатывая их. Важно так же обратить внимание студентов на неоценимую роль русских музыкантов в формировании музыкально-эстетических взглядов профессионального мастерства у молодых композиторов национальных школ. Особенно в этом отношении велико значение деятельности Н. А. Римского-Корсакова, воспитавшего плеяду выдающихся композиторов Украины, Прибалтики, Закавказья; Н. Лысенко, А. Каппа, Ю. Карнавичуса, А. Спендиарова, ставшими впоследствии гордостью культур и заложивших классические основы своего музыкального искусства. Поэтому сущность понятия "школа Римского-Корсакова" может быть раскрыта лишь на основе целостного охвата музыкальной культуры России во всем ее многообразии. Исторические связи и взаимодействия русского искусства с искусством других народов России реализовались прежде всего на эстетико-социальном уровне под огромным воздействием идей Русских революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, которые явились наиболее яркими выразителями общественного движения в России в середине прошлого века. Развитие эстетической мысли в юс трудах переживает новый этап. Утверждается исторический подход к проблеме национального и неделимой связи в искусстве национального и общечеловеческого. Идеи революционных демократов нашли в национальных школах России благодатную почву. Так, например, советские шевченковеды справедливо утверждают, что великий поэт первый на Украине внес в художественную литератору дух передовой революционной идейности и определил на многие годы основной путь развития национального искусства, в том числе и музыки. Идейные устремления русских революционных демократов, оказали влияние на формирование национального грузинского искусства. И. Чавчавадзе, один из ярких представителей Грузии, формулирует идейно-эстетическую программу этого демократического движения, писал: «От искусства мы требуем чтобы, подобно зеркалу, что отражало жизнь, дабы сами мы в описание его волшебного пера перед собой, воочию увидели свои недостатки и добродетели. Пора искусству перестать "витая в облаках", "устремляться к звездам" пора ему погрузиться в поток жизни, найти гам содержательную мысль да своих картин»

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: