Многонациональное искусство России XIX века

Прогрессивные деятели новых национальных музыкальных школ не имели права быть только художниками. Положение народа в условиях царской России обязывало их в той же мере быть трибунами, пробудить национальное самосознание, поддерживать веру в будущее. В лекциях следует особо обратить внимание на еловую обстановку в период становления национального искусства народов Прибалтики во второй половине XIX века и прогрессивную деятельность, эстонских и литовских просветителей - демократов, последовательно отстаивавших принцип народности искусства, оказавших активное воздействие на деятельность музыкантов по изучению и собиранию народного песенного творчества.

Многонациональное искусство России XIX века открывало для себя историю как практику. Историзм как принцип художественного мышления проявлялся в искусстве, в том числе ж в музыке, в воспроизведении событий минувших эпох в раскрытии сущности воспроизводимого, в особой остроте восприятия событий своего времени и в стремлении к точности в передаче деталей, характеризующих быт прошлого и настоящего. Отношение к истории на уровнях художника - творца, воплощенного персонажа были принципиально новыми для музыкального искусства. Таким образом, идеи русских революционных демократов оказали огромное влияние на подъем национального самосознания трудящихся царской России и явились важнейшим объедини, фактором разно-национальных профессиональных музыкальных культур нашей страны.

Одним из существенных вопросов этой части курса является рассмотрение взаимосвязи профессионально музыки и народного творчества. Показательно, что русских музыкантов интересует не только песенное творчество своего народа, но и фольклор других национальностей.

Достаточно вспомнить, что народные песни Кавказа собирали С. Танеев, М. Ипполитов-Иванов, втнографических концертах" звучал фольклор не только славянский, но и литовский, грузинский, армянский, чувашский, казахский, узбекский, татарский. Интенсивно изучается украинское, грузинское, армянское песенное творчество музыкальный фольклор народов Прибалтики. Однако важно направить внимание студентов не только на специфические особенности Фольклора я их претворение в композиторском творчестве, но и показать как присущие народному искусству специфические черты влияют на своеобразие пути нормирования национальной композиторской школы (предпочтении одних жанров другим, "отборе" определенных следов музыкальной выразительности и т. д.), регулируют систему "композитор - слушатель", меру дистанции, при которой количество национальных "опознавательных" примет уровнем развития аудитории.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: