Стилевой аспект взаимодействия

Другой аспект взаимодействия русской музыкальной культуры и национальных композиторских школ, рассматриваемый в вводной теме курса истории музыки, - стилевой. Само понятие музыкального стиля "подразумевает общность стилевых признаков в музыкальном произведении, коренящуюся в социально-исторических условиях, в мировоззрение и мироощущении художников, в их творческом методе в общих закономерностях музыкально-исторического процесса". Причины стилевой близости русской, украинской и белорусской музыкальных культур, возникшей на основе генетического родства, понятны и достаточно освещены в исследовательских работах.

Поэтому в лекциях важно выделить не только черты стилевой общности, но и их различие, то особенное, индивидуальное, что отличает одну национальную школу от другой Стилевые музыкальные взаимосвязи России и Востока - проблеме, более сложная. Она требует специального рассмотрения в курсе истории музыки народов СССР. Это "навстречу" никогда не означало и не таило в себе чувства враждебного противопоставления высшей культуры низшей. Оно проистекало из глубокой художественной заинтересованности русских музыкантов своеобразным звуковым миром и вызвано пытливым желанием наших симфонистов заговорить на близких этому миру инструментальных интонациях. Анализ взаимовлияния культур на уровне стиля и жанра в курсе истории музыки должен включать в себя как произведения масштабного плана, оперы, крупные инструментальные формы, - так и сочинения удах форм, - камерные вокальные и инструментальные, хоровые миниатюры и т. д. Следует обратить внимание студентов на специфический интерес композиторов новое национальных школ к программному симфонизму, к таким навран, как симфоническая поэма, симфоническая картина, сюита, увертюра, которые открывали богатые возможности воплощения "своей" самой разнообразной тематики, отбора средств музыкальной выразительности, сочетая "свое" с основами западноевропейского и русского симфонизма. Исходя из сказанного авторам. данной статьи представляется целесообразным во введение ко второму разделу программы-конспекта "История музыки народов СССР" для музыкальных вузов посвятить не столько краткой характеристике музыкальных культур народов союзных республик, не имевших профессиональных музыкальных школ до Октября (Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан), - а рассмотрению общей проблематики возникновения и развития национальных композиторских школ в России. В качестве центральной части вводного раздела следует дать проблему национального и интернационального, традиций и современности не только в виде постановки вопроса на основе материалов Международного музыкального конгресса, но в плане его решения на материале исторических взаимосвязей музыкальных культур народов нашей страны под эгидой русской композиторской школы. Проблематика взаимосвязи музыкальных культур в вузовском лекционном курсе истории музыки должна быть, на наш взгляд, в центре внимания и при рассмотрении других тем курса. При этом вопросы общеисторического аспекта взаимовлияния культур следует сочетать с анализом стилевых явлений композиторского творчества, что было бы ярким подтверждение общности художественно-культурного развития России с общей направленностью эволюции мирового музыкального искусства.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: