Роль национальных композиторских школ

Дальнейшее изучение студентами в курсе истории музыки самобытного, индивидуального стиля композиторов Украины, Закавказья, Прибалтики позволяет также обнаружить и новые аспекты интернациональных связей и, таким образом, глубже осознать роль национальных композиторских школ, сложившихся в дореволюционной России в развитии современной музыкальной культуры. Истории советской музыки завершает цикл музыкально-исторических дисциплин. Этот учебный курс имеет особое образовательное и идейно-воспитательное значение; велика его действенная роль в формирования будущего музыковеда. Он призван вооружить студентов процессов, происходящих в современной музыке, подготовить к активному участию в дальнейшем строительстве советской музыкальной культуры.

Как ни в одном из других музыкально-исторических курсов, здесь необходимо постоянно сопоставлять историй и современность. При изучении проблематики спецкурса исторического процесса развития советской культуры, при изучении различных жанров творчества, стиля и музыкального языка - жизненно необходима опора на достижения современного советского музыкознания.

Сложнее обстоит дело с введением в курс истории советской музыки эстетической проблематики: значительно глубже изучены проблемы стиля, языка, музыкальной технологии; эстетические же обобщения во многом остается еще нерешенными. Содержательная и интересная дискуссия на страницах журнала "Советская музыка" в 1977 году "Музыкознание как социальная гуманитарная наука" стала важным стимулом для обогащения курсов истории советской музыки, для рассмотрения творческих процессов, в более многостороннем аспекте.

Достигнуть идеала нелегко, но к нему надо стремиться, иначе курс истории советской музыки может утратить живые связи с конкретной действительностью, стать отвлеченным и сухим. Опираясь на собственный педагогический опыт, намечу некоторые возможные связи музыки с другими искусствами в разные временные периода.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: