Пути советской оперы 20- 30-х годов

Изучая пути советской оперы 20- 30-х годов, неоднократно обращала внимание студентов на сходные методы художественного воплощения образа современного героя - в музыке, в литературе, драматургии, кино. Речь шла и о коллективном портрете массы, столь важном в искусстве тех лет, и об особенностях индивидуальных образов. 60- 70-е годы примечательны пристальным вниманием к миру героя - и в театре, и в литературе, и в кино. Углублением психологических характеристик объяснил и поворот к камерным жанрам в музыке тех лет. Многие аналогии возникают и в связи с проблемой синтетических жанров. Интереснее всего в этом контексте специфический характер этого синтеза в произведениях киноискусства, в литературе и музыке, в драматургии. В советском художественном творчестве 60- 70-х годов (кино, музыке, изобразительном искусстве) есть еще такая примечательная черта, как своего рода "поляризация" жанров, причем не по идейной концепции, а по художественным приемам воплощения. Так с одной стороны, во всех видах искусства возрастает значение монументальных жанров - очерченностью образов - мемориальные комплексы, оперы - ораторш (В. Рубин "Июльское воскресенье), грандиозные киноэпопеи ("Великая Отечественная", "Освобождение"), с другой - интенсивное развитие получают жанры камерные о детализированной художественной стилистикой. Аналогичные явления в музыке. В курсе истории советской музыки как в изучении и осмыслении ее Исторического прошлого, так и творчества последних десятилетий есть "сквозные проблемы". Одна из них - история и современность. Весьма плодотворны смысловые связи и противопоставления прошедшего с нашими днями в плане своего рода "переклички" времен. Так, например, при изучении советской музыкальной культуры показательны аналогии таких различных ее этапов как 20-е годы, с одной стороны, и конец 50-х начало 60-х с другой. В первом случае (20-е года) происходило лишь становление нового искусства, причем в обстановке острой идейно-эстетической борьбы ранних течений и творческих группировок; во втором (конец 50-х - 60-х годов ), интенсивное развитие ухе достигнутого за прошедшие десятилетия. Однако оба периода отмечена спорами о традициях и новаторстве, о путях обновления стиля, музыкального языка, композиторской техники. "Перекличка времен" отчетливо видна и в том, что объектами полемики выступают одни и те же явления: творчество И. Стркшекого, П. Хивдемита, А. Онеггера, А. Шенберга и его школы.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: