Проблема "художник и время"

Однако сравнения не могут быть прямолинейными. Проблема "художник и время" предстает в идейно-эстетической эволюции творческих принципов ряда крупнейших западноевропейских композиторов XX век. От экспериментаторства 20-х годов почти все названные авторы пришли к созданию сочинений эпохального масштаба, большего гуманистического содержания. Сравним оперы Хиндемита 20-х годов "Туда и обратно", "Новости дня" с более поздними - "Художник Матис", "Гармония мира"; или сочинения 20-х "Жанна д'Арк на костре" и симфониями военных лет. Конец 50-х, 60-е годы ознаменовались в художественной жизни нашей страны переоценкой ценностей, преодолением догматизма. Более объективным стал подход к освещению борьбы различных течений и группировок 20-х годов. На мой взгляд, необходимо соединять два ракурса оценку с позиций наших дней и осмысление многих противоречивых явлений в контексте тоговремени. Нельзя отвлечься от атмосферы тех лет, от остроты социально - классовой борьбы 20-х годов, в значительной мере определившей закаленность полемики. Актуален для наших дней еще один аспект проблемы "история и современность" - отношение к массовым музыкальным жанрам, к эстрадной музыке, к музыке быта. В 20-е годы выступили непримиримыми поборниками "оздоровления" бытовой музыки. Никогда ни до, ни после, не проводилось столько бесед для участников самодеятельности на заводах, в рабочих клубах. Объектами критики были надрывные слезливее песен, развязные песни, именовавшиеся тогда "нэпманской музыкой", так называемая "цыганщина". Как нечто чуждое новому советскому быту воспринимался джаз. В противовес всему этому разучивались сочиненные композиторами Проколла (Даденко, Ковалем, Белым и др.) массовые песни. В рабочих цехах, в клубах они воспринимались с воодушевлением, однако, вытеснить укоренившиеся во всех "порах" быта "Кирпичики" не могли. И тогда у некоторых деятелей возникла идея запрета подобного рода бытовой музыки, не совместимой с эстетическими идеалами пролетарской культуры. Однако запрет, как административная мера, не мог решить дела, был просто недопустим. И "Кирпичики", и "Шахта № 3" и все аналогичные ш песни исчезли без всякого запрета, "сами собой", когда в 30-е годы родились ноше массовые песни, говоря словами Маяковского, "хорошие и разные". В чем поучительность приведенной ситуации для наших дней? . Сейчас многие справедливо критикуют репертуар и стиль испол - нения заполонивших музыкальный быт эстрадных вокально-инструмен - тальных ансамблей (ВШ). Обилие стандартных, малоинтересных и в содержательном и в музыкальном плане, песён, стремление подражать Кимрам зарубежной поп-музыки стали тревожными признаками художественных звуков молодежи.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: