Небольшое отступление…

Небольшое отступление в историю преподавания рассматриваемой учебной дисциплины может быть полезным для решения современных проблем построения курса. За десятилетия существования самостоятельного курса истории советской музыки, его композиционная структура претерпела существенные изменения. Эти изменения не только внесшие: иное "организационное" распределение материала, перестановка разделов курса; эти изменения были вызваны углублением самого содержания курса, которое обусловливалось идейно-эстетической оценкой и переоценкой советского музыкального творчества как в истории, так и в современности. Менялись и методологические установки в освещении и анализе музыкально-исторического процесса. После 1948 года и на протяжении 50-х годов в курсе не было монографических тем он состоял из обзорных исторических очерков по советской музыкальной культуре и сквозных жанровых тем (например советская песня в период 20-х - 50-х годов, кантата и оратор; и соответственно - путь развития других жанров.

В Содержании курса истории советской музыки, особенно в спецкурса» назревает необходимость перемен. Чтобы познакомить студентов с тенденциями, осмыслить новые процессы. Интересно отметить, что и на исполнительских Факультетах, но у вокалистов, где долгое время сохранялось предубеждение вокального стиля этих композиторов (якобы портящих голоса «пряженной тесситурой), стало меняться отношение к ним вокалистов, появлялись даже энтузиасты музыки Прокофьева. Начинается как бы третий этап в истории учебного курса, который отражается и в его композиционной структуре.

Многие педагоги теперь строят курс в основном по жанровому принципу, почти отказываясь от монографических тем. На мой взгляд, отказываться от монографических тем нецелесообразно При сохранении лишь жанрового принципа строения спецкурса, творчество советских композиторов-классиков оказывается расчлененным и по периодам и по жанрам. При этой системе исчезает целостность индивидуального творческого облика, нет явной картина соотношения и взаимодействия жанров, и, наконец, обобщения черт индивидуального стиля и музыкального языка. Знания произведений разных жанров, их стилистики, очень ватке осмыслить и историческое значение всей многообразной деятельности классиков советской музыки в плане "художник и время". Важно осветить воздействие их творчества на целые поколения как советских, так и зарубежных композиторов. Более органично все это можно изложить в монографических темах.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: