План построения курса

Мне представляется (на основе собственного опыта), одним из возможных вариантов следующий план построения курса (сочетающий теш всех трех типов, о которых говорилось выше). Нередко приходится встречаться о мнением, что краткие исторические обзоры мало что дают: в них преобладает чисто внешняя информация с чрезмерным обилием имен, произведений и т. п. И поэтому объем этих обзоров сжимает до предела, чтобы использовать сэкономленные часы для изучения творчества конкретного композитора. Несомненно, большая часть учебного времени должна быть отдана изучению собственно музыкального творчества: различным жанрам, индивидуальному стилю видающихся композиторов. И, на мой взгляд, очень важны обзорные характеристики исторических этапов развития советской музыкальной культуры (во всех ее проявлениях - концертная жизнь, исполнительство, музыкальная наука и критика, педагогика, просветительство и др.). За многие годы педагогической деятельности я всегда придавала большее значение историческим обзорным очеркам, стремясь выявить в них "приметы времени".

Речь идет не о том, чтобы этим темам отводить много времени, а важно в пределах имеющейся сетки часов изложить их ярко, живо. Такова задача лектора. Эти обзорные теш позволяют через весь курс протянуть еще одну сквозную нить - "художник и время". В этих обзорных очерках я стремилась органично вклинить явления музыкальной культуры в общую панораму исторического периода, его главных жизненных задач, показать их тесную связь со всей художественной культурой, с литературой и смежными искусствами. В подобных обзорах ярче выступают "приметы времени" и, что в частности, интересно показать на примере выбора, тематики: они - эти приметы - проявляется и в тяготении к определенным разновидностям жанров.

Проблема полноценного художественного воплощения современной темы и образа нашего современника на всех этапах советского искусства и литературы всегда была актуальной. А в советской музыке ее решение было особенно в жанре оперы. Одним из обязательных условий удачи здесь являлся интонационный строй оперы, соответствующий новому "интонационному словарю" эпохи.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand:

 wholesale jerseys