Анализ музыкальных произведений

Есть и еще один обязательный аспект. Функция каждого учебного предмета определяется более четко, если уточняются те виды знаний, умений и навыков, которые дает именно данный предмет, и то, какое место в структуре профессионального комплекса специалиста они занимают, как соотносятся со всеми другими знаниями, умениями и навыками, полученными при изучении других предметов. Это неизбежно заставляет обратиться к. философии, психологии, педагогике и в них искать ответы на многие актуальные вопросы музыкального образования. На первый план выдвигается требование диалектического понимания категорий "личность" и "деятельность" (деятельностный подход), учет диалектических ступеней познания, которые обусловлены объективно как возрастными особенностями восприятия информации различного типа (музыкальной, обще гуманитарной, исторической, теоретической), так и закономерностями восприятия, в основе которого ступени - от наблюдения единичного через накопление ряда наблюдений к обобщению. Важным представляется в методологическом плане и принцип диалектического соотношения учебных дисциплин. В данной статье речь идет о принципе подхода к определению функции предмета на примере только музыкально-исторических дисциплин.

Предметы музыкально-исторического цикла в образовании музыковеда имеют специфическую функцию. Они занимают промежуточное место между собственно специальными теоретическими дисциплинами и обще гуманитарными (такими, как история, литература). Если сравнить положение и функции различных специальных предметов относительно друг друга, применив, например, медицинское обоснование функции зрения, то это примат такой вид. Предметы теоретического цикла - элементарная теория, гармония, полифония - играют роль обеспечения зрения на уровне "ближнего объекта", когда объект рассматривается в мельчайших деталях под определенным углом, но может и не охватываться целиком. Предметы музыкально-исторического цикла обеспечивают дальний обзор, широкую панораму, в которой не просматриваются какие-то детали, зато видны горизонты, отдельный объект в соотношении с другими.

Анализ музыкальных произведений занимает центральное положение. В нем могут быть соотнесены "дальний" и "ближний" планы, в нем они фокусируются. Объект в этом случае рассматривается и в микро и в макро масштабах, что позволяет выявить целостность, объемность его во всей полноте. Лишаясь одного из параметров, будущий специалист теряет полноту "видения", которая складывается в результате сопоставимости общего и частностей.

С другой стороны, наличие этих составлявших позволяет руководить сведением знаний в комплекс. Определяя функцию музыкально-исторических дисциплин, следует, прежде всего, выделить ориентированность их в учебном процесса на развитие у обучаемых музыкально-исторического мышления, способности соотносить изучаемые явления между особой и по характерным стилистическим признакам "помещать" в определенную эпоху.

Путь к этому - в развитии навыков слухового восприятия, навыков перевода слуховых впечатлений в вербальную форму, где на равных должны сосуществовать как образно-эмоциональные, так и конструктивно-логические определения, свидетельствующие и о понимании художественного мира произведения, и о профессиональной грамотности при истолковании использованных композитором средств выразительности.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: