Актуальные творческие проблемы

"Шесть картин" для фортепиано А. Бабаджаняна - талантливое сочинение, позволяющее осветить ряд актуальных творческих проблем. Главная из них - проблема органического соединения традиционных черт национального стиля и приемов новой композиторской техники. Появление пьес А. Бабаджаняна в середине 60-х годов знаменательно. Впервые многие композиторы, прежде всего молодежь, с увлечением знакомятся с творчеством композиторов школы, с системами авангардистов, осваивают технику серийного письма, характеристики. Как результат только технических экспериментов нередко появлялись произведения умозрительные, эмоционально не согретые, национально обезличенные.

Фортепианный цикл А. Бабаджаняна выгодно отличается от подобных сочинений. "Шесть картин" - важное звено в творческой эволюции А. Бабаджаняна. Происходит поворот от красочности, декоративности к камерной, детализированной манере письма.

От "Героической баллады" (1950) с ее "пышной" фортепианной фактурой - к более экономной, нередко графитной форме, ограничивающейся двухголосиемБабаджанян "услышал" и прочувствовал как художник возможность не навязчивого, естественного и органического сочетания интонационно-ладовых, метроритмических, композиционных черт армянской народной музыки с приемами серийной техники. При этом принципы письма он использует не догматично, а более свобод Двенадцатитоновый ряд Бабаджанян делит на четыре сегмента. Но эти сегменты одновременно являются типичными для армянских национальных ладов (в частности, с двумя увеличенными секундами), трех звучными распевами из малой секунды и малой терции. Таким образом, своеобразная "молекула" структуры целого типична для национально-традиционного стиля, "Шесть картин" А. Бабаджаняна - своеобразная сюита из контрастных по образному строю и жанровым признакам фортепианных пьес. Драматургическая функция каждой из шести картин отчетлива и ясна.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: