Проблема преемственности

Среди множества проблем современного преподавания музыкально-исторических дисциплин, одна из насущнейших - Проблема преемственности между звеньями системы школа-училище. Решение в полном объеме предполагает пересмотр не только программы всех специальных дисциплин, но и самих учебных планов в целом, а также - методов работы учащихся и студентов, совместной с педагогом учебной деятельности. Это дело, по - моему, не столь близкого будущего, хотя и специальные проблемные лаборатории и исследовательские группы при ряде музыкальных вузов страны заняты разработкой рекомендаций. Но существует повседневная практическая деятельность, в которой находятся те или иные конкретные решения проблемы: в масштабах страны делается многое, однако за недостатком необходимой информации лишь малая толика достигнутого предается гласности и обсуждается. Поэтому представляются небесполезными попытки обобщить имеющийся опыт и передать его на суд музыкальной общественности. Цель данной статьи — показать один из аспектов преемственности в преподавании истории музыки на историко-теоретическом факультете вуза (по отношению к музыкальной литературе) на примере теш "песня-романс в зарубежной музыке XIX веке "сквозном" рассмотрении. В статье взята одна из сторон проблемы - содержание; в ней почти не затрагиваются виды работы, так как их, следует рассматривать скорее теоретически, а не в контексте Декретной тематики. В то же время содержательная сторона курса, конечно, неотделима от метода в более общем его понимания, В вузе решающим фактором становится не столько само содержание как таковое, сколько его организация преподавателем. Таким образом, мы изолируемся от форм учебной деятельности студента, сосредоточивая внимание на том, как преподаватель "распоряжается" материалом. Преподавателю нужно раскрыть новые художественные возможности вокальной миниатюры; приобщить учащихся к особому психологическому миру песен; дать в целом понятие о характере соотношения текста (конечно, в переводах) и музыки, как об особой проблеме, вставшей именно перед первосоздателями. Весь этот круг вопросов связывается с песенным творчеством Шуберта. (Песни остальных авторов рассматриваются и в меньшем количестве, и с меньшей степенью детальности.) Песня Грига даются насколько шире и разнообразнее, благодаря чему складывается понятие о национально-особом, норвежском пути песни. Мало внимания обычно уделяется песням Брамса (на чьем творчестве "песенная линия" в программе курса зарубежной музыкальной литературы и обрывается). Отсутствие же в курсе творчества Х. Вольфа искажает всю перспективу развития песен в Европе в XIX веке.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: