Формирование музыкально-исторического мышления

Русскому романсу в училище "посчастливилось" гораздо больше. Песни-романсы предшественников и современников Глинки, собственное романсное творчество в эволюции от ранних опусов до поздних, новая трактовка романса Даргомыжским. Задачи, поставленные перед вузовским курсом истории зарубежной музыки, практически предопределится тем, что получают выпускники училища.

Формирование музыкально-исторического мышления происходит постоянно, в каждой теме. Текст "Песня-романс в зарубежной музыке XIX века" - один из частных примеров, но, по некоторым причинам особенно показательный. Однако коль скоро история зарубежной музыки предлагает студенту и в вузе тот же принцип монографической последовательности тем, возможности историко-культурных и стилевых обобщений в той степени, в какой они мыслимы для учетного курса, окажутся нереализованными. Разумеется, при любом распределении материала обращение в вузе к тематике, пройденной в училище, предполагает и иной охват явлений, и более глубокий уровень их анализа, и большую научную основательность подхода и т. д. Не все теш училищного курса зарубежной музыкальной литературы находятся в одинаковом положении. Например, во многом лучше обстоит дело с показом динамики развития симфонического жанра или оперы в ее различных национальных и исторически обусловленных преломлениях. Естественно, что важнейшим оказывается вопрос о роли поэзии, об отношении к индивидуальным ее проявлениям в музыке, об отборе поэтических первоисточников.

Необходимо иметь в виду, что если выпускники училища (соответственно и средней школы) имеют сколько-нибудь целостное понятие о творчестве некоторых русских поэтов, хотя бы даже только Пушкина и Лермонтова, то о европейской поэзии, к которой обращались авторы, студентам мало что известно. Бюргер и Улавд, Шамиссо, Эйхендорф и Шрике, - это для учащихся имена.

Подобные экскурсы "открывают выхода" на характеристики творческой" личности композитора, которые в более целостном виде даются позже, в виде обобщения.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: