Тесная связь между русской и немецкой поэзией

Поскольку с творчеством этих поэтов студенты историко-теоретических факультетов вузов встречаются либо до качала курса русской музыки, либо параллельно с ним, существенно акцентировать факт тесной связи между русской и немецкой поэзией. Перевода Чуковского из Бюргера и Шиллера, знакомство передовой русской молодежи идеями немецкой классической философии. Охватывая в лекции-обзоре эволюции песни-романса от начала XIX века до грани следующего столетия, можно поставить вопрос об определенной тенденции: обращении композиторов поначалу к немецкой классической поэзия, затем к современной им романтической с постепенно расширяющимся (у позднего Шуберта, особенно у Шумана и далее у Листа, Грига) кругом имен (притом разнонациональных). Ибо в современной поэзии второй половины XIX века композиторы могли найти либо перепевы романтической лирики, либо символистские образы и стилистику, требующие и иного музыкального воплощения (как это было у Дабюссии). Лишь очень редко попадается нечто действительно ценное, с новыми социально - значительными мотивами (Р. Демель у Р. Штрауса). Рассмотрение с этих позиций истории песни в XIX веке наглядно иллюстрирует подъем и расцвет жанра, который питался соками романтической и народной поэзии, и его "замыкание в круг", из которого мог быть выход уже только в иные идейные, образно-художественные и стилевые категории. Вопрос о соотношении поэзии и музыки имеет и гораздо более специфический характер - это вопрос о понимании композитором стихотворного образа и о воплощении его в целостную музыкальную форму.

История песни-романса XIX века дала множество различных подходов к решению этой главной творческой задачи. Их интересно рассмотреть в последовательности и в сравнениях через противопоставления или, наоборот, установление родственности тех или иных принципов. Сложность проблематики несводима к понятию о преобладании обобщенного или детализированного подхода к тексту, о большей или меньшей роли песенности, о "количественном" показателе в распределении песенного и декламационного начал. Если встать на такой путь, то можно "незачетно" подвести студентов к схематизированным представления, будто вся история песни есть эволюция от песеннооти к декламационности, и чем больше образ усложняется, тем большую роль играет речитативная мелодика.

Важно показать некую главную идею, которой руководствовался каждый из крутых композиторов песни в своем толковании поэзии.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: