Поэзия и музыка

Для Шуберта поэзия - источник раскрытия в музыке многогранности жизни в ее гармонической цельности, в простоте и стройности чувствований человека, чуждого рефлексии или горечи иронии, устремленного в целом к радостному мироощущению. Свойство цельности и простоты, естественности в обращении к слушателю как к собеседнику и сопереживающему отличают его интерпретацию любого поэтического первоисточника. Отсюда - стойкое влечение к строфическому принципу, даже в поздних песнях.

Вольф сложен психологически, мир его песен - это не "его мир", поскольку увиден во многом со стороны, с позиций наблюдателя, фиксирующего человеческую жизнь в ее совершенно разных проявлениях. Он хотел бы "скрыть" себя, дать образ объективный. Однако это не всегда ему удается: личность музыканта, человека, принадлежащего эпохе конца века, чувствуется в тончайшей выражения текста, в усилении музыкой внутренних контрастов стихотворения, в изобилии авторских ремарок, в поляризации сфер песенного и декламационного.

Эти (по необходимости краткие) наметки песенного метода каждого из авторов обычно вызывают интерес у студентов, желание самим проникнуть в глубь творческих стремлений композитора. Здесь заключен именно тот момент, когда преемственность от училищного курса к вузовскому может быть реализована очень результативно. Во многих эмпирических представлений студенты-музыковеды делают шаг к следующей ступеньке - к обобщениям о сущностных чертах творческого метода того или иного композитора, соединяя новые знания об эстетике направления, об особенностях национальной культуры и данного этапа ее развития с анализом музыки.

При конкретизации всех высказанных положений на самой музыке важно показать, что соотношение песенности и декламационности гибко, индивидуально у каждого автора и четко связано с музыкально-драматургической идеей произведения малой формы. Драматическое значение декламации в сочетании с песенностью интересно прослеживается при сравнении ранних баллад Шуберта на слова Шиллера с песнями, различных песен из "Любви поэта" или "Круга песен" Шумана, "Песни эльфа" или "Новой любви" Вольфа (из песенШрике), наконец, "Лорелеи" или "Трех цыган" Листа.

И еще одно очень существенное замечание в этой связи. Происходит не только и не столько увеличение удельного века декламации, сколько сращивание песенности сдекламационностью и изменение самого понятия мелодичности.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: