Пласт песенного языка

Целый пласт песенного языка ведет происхождение от "высокой", благородной, "приподнятой" мелодики медленных частей инструментальных произведений Моцарта, Бетховена '(таковы мелодии песен Брамса, таких, как "Ода Сафо", "Глубже все моя дремота" и др.; "Розы" Грига - единственная его песня на стихи Гете; аналогические примеры можно найти у каждого из авторов песен). Последний из самых значительных вопросов в проблематике песенного жанра, на котором мы считаем необходимым остановиться, - это песенный цикл как особое создание вокальной музыки "романтического века". Нет никакой возможности кратко охватить все стороны этой проблемы; наметим лишь основные вехи.

Обоснованием идейной и художественной необходимости создания из отдельных песен цикла является, разумеется, поэзия и литература (речь должна идти об особой роли поэтических циклов у Г. Гете. Но и сама логика мышления музыкантов-романтиков влекла их от миниатюры я крупной форме нового типа, способной передать более широкую концепцию жизни, сохраняя возможность детализации и углубления в "малое".

Из слияния литературно (поэтически) - романтических предпосылок и охвата творческим сознанием романтика разных сторон бытия рождается удивительно емкий жанр - вокальный цикл. Его развитие в XIX веке отнюдь еще не изучено во всех деталях в нашей литературе. Виды циклов столь разнообразны, что одно лишь их перечисление заняло бы много места.

Важно очертить границы: от новеллистического, с сюжетным развитием и прочной многосторонней внутренней связью песен ("Любовь и жизнь женщины" Шумана) до свободно развертывающего картину жизни духа вне определенной логически или сюжетно выраженной последовательности цикла "Мирты" Шумана (за которым не все признают "право" называться циклом). От психологически единого, но несюжетного повествования ("Зимний путь" Шуберта, "Прекрасная Магеллона" Брамса) до характеристически театрализованных зарисовок действующих лиц ("Итальянские песни" Вольфа); и среди всего разнообразия - преобладание "циклов настроений", связанных единством поэтического тона, едиными мотивами (природа у Грига, чувство одиночества и радость приобщения к "светлому идеалу" в "Круге песен" Шумана и многое др.).

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: