Многообразие циклов

Все многообразие циклов следует охватить понятием о тех факторах единства, которым они подчиняются: образно-психологических (концепционных), композиционно-драматургических и музыкально-выразительных. Это намечает пути анализа циклов как единого целого в каждом отдельном случае. Поскольку стремление романтиков киндивидуализации как содержания, так и формы неодолимо, любой цикл являет собой нечто единственное; он предполагает свой подход. Этот "поворот" в теме "Песня-романс" также нов для студентов-музыковедов, поскольку училищный курс лишен возможности разработать вопрос о песенных циклах в каждой из соответствующих монографий сколько-нибудь последовательно. По всем разделам, затронутым наш, необходимо развернуть гораздо более широкую панораму, однако, масштабы статьи ставят свои пределы. Поэтому ограничимся сказанным, уделив лишь некоторое внимание имеющейся учебной и исследовательской литературе. Песням Шуберта посвящена фундаментальная глава учебника (ее автор - П. А. Зульфиус).

Она богата ценными обобщениями, историческими данными, отличается полнотой анализов; о песенном творчестве Шумана много материала содержится в монографии В.Житомирокого и в чрезвычайно концентрированной по мысли статье Б. В. Дсафьева. Но дало не только в количестве литературы, а и в том, как этот материал дан и что может почерпнуть из него студент. Изучение главы учебника, посвященной песням Шуберта, обогатит читателя знанием множества важных фактов из истории песенного жанра, закономерностей творчества, композитора, его эволюции принципов.

Весь комплекс вопросов, встающих в связи с изучением песен Шуберта, представлен обстоятельно, глубоко, со множеством тонких наблюдений. Однако при всей ценности историко-стилистических обобщений и полноте рассмотрения песен Шуберта в их эволюции сам принцип построения учебника ориентирует лишь на творчество этого композитора, не открывая в достаточной мере перспектив вперед. А они очень важны, так как отсюда протянуты нити ко всей истории песни в XIX веке (и не только к песне, но и к принципам песенности в более широком понимании). Подспорьем при изучении романса как особого жанра романтической эпохи могут служить книги В. Засиной-Гроссман - "Музыка и поэтическое слово" и "Романтическая песня XIX века. Книга "Музыка и поэтическое олово" дает теоретическое обоснование некоторых аспектов проблематики жанра. Но она построена на материале почти исключительно русской и советской музыки.

Кроне того, рассмотрение проблем соотношения стиха и музыки в ней дано слишком детализировано для учебного курса. Однако главу « О музыкальной поэтике вокального цикла», где немало данных и о (Зарубежной музыке), можно рекомендовать студентам.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: