Эстетическое обоснование песенного жанра

Вторая книга прямо связана с тематикой этой статьи, и ее несомненно, стоит рекомендовать студентам в качестве обязательной литературы. Книга содержит монографические главы - о вокальном творчестве Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, а также обзорные - о композиторах, внесших менее существенный художественный вклад в песню (Ф. Мендельсон, Р. Франц, К. Леве). В ней представлена другая линия песенного жанра - в творчестве Р. Вагнера, Р. Листа, Г. Берлиоза, а также рассмотрено творчество композиторов на "гране веков" - X. Вольфа, Р. Штрауса, М. Регера, Г. талера (главы о Э. Григе в книге нет). Таким образом, на сегодняшний день это - наиболее полная по охвату явлений книга о зарубежной песне XIX века. Тем не менее, она отнюдь не является исчерпывающим, более того, вполне удовлетворяющим требованием курса, источником (на что она и не рассчитана). Книга написана давно (1966 г.), часть ее положений уже утратила свою современность (в частности весь раздел "Введение"). Многие обобщающие проблемы в ней не ставятся совсем (об эстетическом обосновании песенного жанра в немецко-австрийской музыке, о предпосылках и сущности вокального цикла - и в начале его пути, и в динамике, о соотношении вокального и инструментального планов песни и др.). В рецензии Д. А. Вульфиуса на эту книгу была дана высокая ее оценка, но отмечались и определенные просчеты автора.

Познакомить студентов музыковедов с этой рецензией, с ее полемическим пафосом и позитивным вкладом предает исследования, думается, весьма полезно с самых различных точек зрения. Все изложенное раннее не является планом или схемой лекций по теме "Песня-романс в зарубежной музыке XIX века".

Еще менее оно претендует на охват всего необъятного материала, связанного с песней XIX века. Мы хотели показать лишь общие принципы, на основе которых такая тема может быть реализована. Мы не ставили здесь задачу представить полную библиография темы, ограничившись лишь теми книгами, учебными пособиями, монографиями, которые целесообразно рекомендовать студенту-музыковеду, работающему над курсом истории зарубежной музыки, и, остановившись на тех книгах, которые имеют значение в связи с предлагаемым принципом построения этой части курса.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: