Хронология

Прежде всего, о хронологии. Гайдн был старше Моцарта на 24 года. Это в большой мере и создает убеждение, что именно Гейдн - основоположник классической симфонии» Однако между первыми симфониями Гайдна и Моцарта "расстояние" всего лишь в 5-6 лет: Гайдн начал сочинять в 1759 году, Моцарт - зимой 1764-65 годов. Это, разумеется, само по себе мало что доказывает. Но важно и другое: создав свою первую симфонию в 27 лет, Гайдн продолжал работать над этим жанром в течение 40 лет; Моцарт, обратившись к Симеон в 8-9 лет, творил в этом жанре около 25 лет. Путь Моцарта закончился за три года до появления первой Лондонской симфонии Гайдна. Процесс эволюции симфонического мышленияМоцартарта был, таким образом, чрезвычайно интенсивным.

Следует отказаться от хронологических сопоставлений, так как для определения "основоположника" симфонии они непсказательны. А. Эйнштейн, считая обоих художников современниками, хотя и принадлежавшими к разным возрастным поколениям. Но если признать, что периоды работы Гайдна и Моцарта над симфонией в целом совпадают, то лишается смысла и вопрос об историческом первенстве и приоритете Гайдна, ибо обоюдный вклад композиторов решение общих задач искусства совершался одновременно и параллельно.

Так, и по сей день в педагогика и в литературе существуем представление, будто ранний и средний периоды симфонического творчества Моцарта были неразделимы. Однако видные Моцартоведы (Т. Визева, Ж. Сеифуа, Г. Аберт и др.) установили, что творческая зрелость и самостоятельность Моцарта наступила много раньше 1780-х годов - около 1772 года.

В связи с этим становится дискуссионным и тезис о сильном воздействии симфоний Гайдна на поздние симфонии Моцарта 1780-х годов: ведь тем самым, хотя и косвенно, подвергается сомнению ранняя композиторская зрелость Моцарта. Это воздействие аргументировалось обычно теза, что в симфониях 80-х годов Моцарт использовал уже, как правило, четырех - частный цикл, а также - иногда - с медленным вступлением, Проявлением гайдновских влияний общепринято считать и обращение Моцарта в эти годы к метод;- мотивного развития.

Но сейчас хорошо известно, что не все эти черты принадлежали именно симфонизму Гайдна. В инструментальной музыке века Гайдна и Моцарта было много разных образцов нового жанра - симфонии. Из этого источника нового черпали оба композитора, каждый по-своему интерпретируя заимствованное. При исключительной восприимчивости Моцарта на него воздействовало очень многое в музыке, звучавшей вокруг. И все становилось для него не предметом подражательства, а, по выражению А. Эйнштейна, "трамплином", используя который композитор "взлетает выше и оказывается иного дальше своей модели".

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: