Соотношение симфонических достижений Моцарта и Гайдна

Таким образом, воздействие Гайдна на Моцарта по силе, времени и характеру нельзя определить однозначно. Естественно, что взаимные контакты двух столь крупных художников много давали каждому из них; но они не сводимы к вопросу о "влиянии". В учебнике Т. Ливановой, недавно вышедшем вторым изданием, высказано положение: "К середине 1780-х годов действовало это творческое содружество, в котором никто никому не подражал, но каждый по-своему обогащался в процессе близкого общения...". К сожалению, эта мысль в практике преподавания музыкально-исторических дисциплин (особенно, конечно, в училищном курсе) пока еще не стала всеобщей.

Однако дело не только в хронологии, которая будучи необходимой эмпирической базой для исторических обобщений не может служить главным критерием при определении подлинного исторического смысла тех или иных явлений. Вопрос о соотношении симфонических достижений Моцарта и Гайдна имеет другую важную сторону. Творчество Гайдна часто воспринимается как искусство во многом более простое и одноплановое, нежели Моцарта, хотя если углубиться в его изучение, это оказывается далеко не так. В учебной литературе, а под ее влиянием - и в музыкальной педагогике распространено убеждение, что симфонизм Моцарта является более зрелым этапом в истории музыки, чем Гайдна, несмотря на синхронность этих явлений. Главным аргументом здесь служит разность мировоззрений и эстетических взглядов двух художников. В подобной постановке этого вопроса, на наш взгляд, сопоставление собственно симфонических достижений Гайдна и Моцарта подменяется сопоставлением их творческих достижений в целом. При этом внимание не фиксируется на различии и жанровых интересов, и соотношения с искусством современников, и особенностей творческого склада каждого из них. Тот факт, что рамки творчества Моцарта по массе переплавленных в нем явлений и силе воздействия на последующее искусство значительно шире, чем Гайдна, переносится и на характеристику принципов композиторов.

В действительности чрезвычайным разнообразием и многозначностью отличаются не столько сами принципы моцартовского симфонизма, сколько сфера и характер их применения в его творчестве. Наличие разницы в возрасте между Моцартом и Гайдном действительно является показателем того, что их мировоззренческие позиции, эстетические идеалы и творческие принципы закладывались и формировались в разных исторических обстоятельствах. Но они не могут служить критерием оценки степени зрелости симфонизма того или иного, а лишь объясняют его природу, истоки и специфику. Т. Ливанова высказывает такую существенную мысль: "Моцарт во многих отношениях продолжил дело Гайдна.

Не он представлял также другую сторону, другую линию классического искусства". По нашему мнению, именно в этом аспекте и необходимо рассматривать симфонии Моцарта и Гайдна: не как различные последовательные стадии развития классического симфонизма, а как две разные его ветви. Чаще всего именно эту мысль подтверждают проводимые сравнительные параллели между Моцартом и Гайдном (с акцентом, главным образом, на их высших достижениях).

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: